ЭМОЦИОНАЛЬНОИ СФЕРЫ»
Целью tізучить оснопные парианты прояезепия э.иоций е норме и при папіозогических состояпиях.
- Характеристика эмоциональной сферы человека
- Современную точку зрения о механизмах эмоциональных переживаний высказал П.К. Анохин.
- Эмоции тесно связаны со всеми жизненными функциями организма. Еще Анохин П.К. в своей работе «Биология и нейрофизиология условного рефлекса» указывал, что
- 1) элементарностью эмоиий;
- расстройств;
- 1. уменьшается возбудимость эмоций и возрастает устойчивость чувств;
Характеристика эмоциональной сферы человека
Э.иоции — это субъективные состояния, возникающие в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или
неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).
Главной особенностью эмоций является отражение и оценка. Если мотив и результат деятельности совпадают, возникает лоло.wtіше.зьаaя эмоция, если нет
oт/›tii алле.iьная.
Это относится как к своей собственной деятельности, так и к деятельности других людей, а также к явлениям природы и к событиям, происходящим вокруг. Иначе говоря, стержнем эмоций является способность оценивать что—либо и переживать результаты оценки.
От того, как человек оценивает свои поступки и события, происходящие вокруг него, в значительной мере зависит ero поведение. Поэтому эмоциональная сфера человека тесно связана с поведенческой.
Э.иоqни !нв.т’но воЈразЈвлиліь s заянсюиости олі их яырп. к‘внногліи, знака, уропня организации (рис. 1, 2).
- Высшие эмоции проявляются в патриотизме, товариществе, дружбе, в трудовой доблести, в чувстве долга перед родиной, обществом.
- Низшие эмоции возникают в результате удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей человека (голод, жажда, половое влечение).
Относительно стабильное эмоциональное состояние
называется ііасз роеііиеіі.
| |||
Низшие | Высшие | ||
Положительные | Отрицательные | Нейтральные | |
Сильные | Слабые | ||
Рис. 1. К.іассификацtіи эмоt tій
*lac Нед .'(.зптельность
Ptic. 2. Видьі эмоциональных состояний
Следует отличать эмоции как вид высших психических функций (ВПФ) от простейших переживаний аффек iов. Аффект свойственен животным, а также всем людям в cyry6o экстремальных ситуациях. Он трудно регулируется центральными механизмами психики, именно поэтому, в криминалистике состояние аффекта рассматривается как обстоятельство, смягчающее вину преступника [2].
Вопрос о !нвзгопьгv .wеханиз.нах э.нвций не является к настоящему моменту решенным. Нередко их реализацию связывают с деятельностью правого полушария мозга, обозначая людей с функционально активным правым полушарием как эмоциональных. Однако целый ряд исследователей полагает, что эмоция это продукт двуполушарной деятельности, т.е. содержит не толіжо чувственный (правополушарный) компонент, но и отвлеченную (левополушарную) мысль.
У. Кеннон и В. Гесс в 1938 r. установили, что эмоции связаны с деятельностью подкорковых образований, в
частности, таламуса и гипоталамических структур. Е. В. Папец (1937) связывал эмоциональные процессы с деятельностью старой коры (архипаллиума), гиппокампа, мамиллярных тел и гипоталамуса, а расшифровку поступающей информации — с функцией новой коры (неопаллиума). Он считал, что эмоциональные процессы, возникнув в гиппокампе, идут через свод мозга в мамиллярные тела гипоталамуса, а затем в переднее ядро таламуса и поясную извилину, являющуюся рецептивной областью эмоциональных переживаний.
СВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ GОСТОЯНИи G ДeЯTeЛЬHOGTЬЮ
глубинных структур мозга подтверждается и исследованиями Дельгадо, Олдса и других авторов. Они установили, что у животных при электрическом раздражении глубоких центров мозга возникают эмоциональные переживания в виде общего успокоения или страха, ярости. Раздражение глубинных структур мозга у людей в процессе оперативных вмешательств также вызывает появление чувства радости, успокоения, огромного удовлетворения или, наоборот, чувства тревоги, страха, подавленности, беспокойства.
Все эти исследования свидетельствуют о том, что эмоциональные переживания обусловливаются футікциями гипоталамуса, таламических образований, лимбической системы. Эти образования тесно связаны с корой головного мозга, которая оказывает корригирующее влияние. Нарушение правильного взаимодействия коры и подкорковых структур приводит к развитию эмоциональных расстройств (рис. 3).
Рис. 3. Мозговая организация эмоций
Современную точку зрения о механизмах эмоциональных переживаний высказал П.К. Анохин.
OH GЧИТdЛ, ЧТО ИOЛOГИЧeGKHЯ G ЩНОСТЬ ЭМОЦИи
сводится к удовлетворению какой-либо потребности. Если обратная информация о результатах предпринятого человеком действия говорит о полном достижении цели, возникает положительное эмоциональное состояние. Несовпадение же обратной афферентации с результатами поставленных задач ведет к неудовлетворенности, беспокойству, поиску новых решений [4].
Роль эмоций в жизни человека
Эмоции тесно связаны со всеми жизненными функциями организма. Еще Анохин П.К. в своей работе «Биология и нейрофизиология условного рефлекса» указывал, что
жизненные потребности человека неотделимы от эмоционального тонуса. Эмоции придают определенное биологическое качество ero поведению, являются источником деятельности, удовлетворения потребностей. Эмоции отражают субъективное отношение человека к окружающей среде и к своей личности.
Эмоциональные переживания способствуют формированию личности, ее социально-психологической направленности.
Эмоции влияют на память. Обучение, подкрепленное эмоцией, гораздо более эффективно, чем индифферентная подача учебного материала.
Особое место в эмоциональной жизни человека занимает ci pecc. Ero принято расценивать как явление cyry6o негативное, разрушающее нервную систему и организм в целом. Однако это далеко не всегда так.
Сіtцзесс нео‹й.ходи.› юе net ‹•,м иnaниe. Благодаря ему происходит приспособление к различным неординарным условиям внешней среды (болезни, экзамены и пр.), образно говоря, закаливание нервной системы. Опасен лишь слишком длительный стресс, не сменяющийся
ПOЛOЖИTeЛЬHЫMИ ЭМОЦИЯМИ.
HGCt.ЯCи‹)OHH CLII о‹доза зо.i i на ‹ ос›•ды мозга, а именно приводить к склерозу, и, следовательно, — повышению степени риска и инфарктам мозга и сердца, даже при соблюдении специальной диеты.
Наконец, интересно отметить, что эмоции могут быть cyry6o индивидуальными. Так, аскеты получают эмоцию удовольствия от воздержания, мазохисты от страдания, альтруисты от добрых дел и самопожертвования. Эти различия определяются особенностями личности, переживающей эмоции [2].
Возрастные особенности эмоциональной сферы
Вначале эмоции ребенка носят физиологический характер: это крик—плач, выполняющий разные функции, в том числе и развития грудной Icлeтки, становления дыхания.
Лишь в 2—2,5 месяца у ребенка появляется осмысленная улыбка, предназначенная для дpyroro человека. Такая улыбка является социальной, а, следовательно,
специфически человеческой. Ест noяn.iъ•нtie г ни‹)г•тг•льг тнЈ•еш о
РОЗ 1 ICt It Лt €ШLt )’NПïOЛOff.7NHI1R L! NONHNf9.If ЭAIOL[LlOHO.1l›HOEO
Несмотря на то, что уже в утробе матери у плода появляются первые эмоциональные реакции, у новорожденного отмечаются лишь рудиментарные проявления эмоций. Первоначально они связаны с удовлетворением органических потребностей (голода, недомогания, неудобного положения, холода), постепенно с усложнением потребностей усложняются и эмоции. Рано у младенца появляется страх на изменение обстановки, громкий звук, потерю равновесия.
Эмоции и чувства детей в раннем возрасте быстро и бурно возникают, но столь же быстро и исчезают. До 3-
.іешнезо воз/ acnіа л/›с•обладан›лі э.ііоі uti, об ’‹лояленные
биологическтни потре5ностями, е них особенно еыражeн соматопегетатипный, а не психический кояіповент.
В связи со становлением самосознания и под влиянием похвал и порицаний у дошкольника возникают нравственные чувства. Вначале представления о плохом и хорошем тесно связаны с личными интересами ребенка, и лишь постепенно они определятся общественной полезностью того или иного поступка.
К 10-12 годам чувства занимают в психике ребенка такое же место, как и эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей. К концу периода взросления в основном заканчивается формирование основных высіиих чуВсТв.
Возрастная незрепость эмоционального реагирования
проявляется:
1) элементарностью эмоиий;
- преобладанием положительнмх эмоций;
- повыіиенной эмоциональной лабильностью; 4)рудиментарностью и атипичностью аффективных
расстройств;
5)заменой эмоций так называеммми возрастными эквиваяентами эмоциональных проявлений (соматовегетативными, поведенческими).
Тaкиe образом, основные линии развития чувств в процессе роста ребенка спедующее:
1. уменьшается возбудимость эмоций и возрастает устойчивость чувств;
- чувства становятся более дифференцированнмми и объективированными;
- расширяется и, главное, изменяется круг предметов и явлений, вызывающих чувства.
Постоянные эмоциональные изменения под влиянием меняющейся обстановки, в связи с появлением новых ощущений в теле и представлений, свойственны нормальной детской психике. Диапазон .we эюtі.г из.пеаевип мо.lem ко. ебопі ьcя out ойьі чны. , зanucяtt ti.s от eнcnинti.v обспі‹›япіельспіе, ‹)о namoлoги ч‹•ски.s, ото а.›ісан› п ti.r нами vtie
ncti.vuчески.v засст¿ oй‹vtie.
При этом педагогам и воспитателям трудно судить о степени тяжести эмоциональных колебаний, в первую очередь, потому, что дети не умеют правильно оценивать свои переживания, и, во вторую очередь, потому, что внешние проявления не всегда соответствуют их глубине.
В то же время выявление этих отклонений очень важно — они могут быть показателем и легких преходящих проявлений невротических расстройств, и начальных симптомов более серьезных заболеваний (психосоматических болезней, психозов).
У многих детей те или иные эмоциональные отклонения постоянны, так как являются особенностями их аномальной личности или следствием менингитов, энцефалитов или перенесенных травм головы. Воспитание этих детей требует учета их ранимости, обидчивости, непереносимости фрустраций, застреваемости на отрицательных эмоциях и т. д.
Предупреждение аффективных вспышек, проявлений
эмоциональной лабильности и других эмоциональных отклонений может позволить оптимизировать воспитательный и учебный процесс. Все это имеет особое значение при воспитании возбудимых детей, склонных к аффектам.
У детей с проблемами в развитии (умственно отсталых, с сенсорными дефектами и др.) такой подход необходим, только постоянное смягчение эмоционального напряжения может дать эффект в коррекционно-педагогическом процессе.
Приходится иметь в виду, что у детей и подростков снижение настроения — не только препятствие для успешного освоения учебного труда и адекватной
оценки своих возможностей, но и возможная причина появления суицидальных мыслей, намерений и поступков. Отсюда следует вывод о необходимости caмoro внимательного отношения к появляющимся у учеников субдепрессиям и тем более депрессиям. В каждом случае депрессии необходимо попытаться выявить истинную причину ее появления и проконсультироваться с психоневрологом.
К сожалению, нередко большую трудность испытывают воспитатели при необходимости оценить вероятность болезненного происхождения повышенного настроения у детей. Распознаванию может помочь учет внезапности возникновения, беспричинности отклонения, ero продолжительности и абсолютной неподатливости педагогическим мерам воздействия. Если выяснится болезненный характер нарушений, то направление к психоневрологу обязательно [3].
Патологии эмоциональной сферы
При различных психических заболеваниях часто наблюдается нарушение эмоционального состояния больного. Это проявляется в виде депрессии, эйфории, дисфории, слабодушия, эмоциональной тупости и др.
Деіірессия выражается стойким угнетением настроения, унынием, тоской.
Окружающая действительность воспринимается больным с чувством безысходности. Это порождает мысли о самоубийстве. Подобные симптомы могут наблюдаться при маниакально-депрессивном психозе, инволюционной и реактивной депрессиях, а также при гепатитах, гипертонической болезни.
П¿ it›ic•¿ : Больная И., 44 лет, находится в тяжелом депрессивном состоянии. Во время беседы на вопросы отвечает неохотно. Ориентируется в месте, времени, в собственной личности. Сидит, опустив голову, с застывшим страдальческим выражением лица. Речь тихая, монотонная, с длительными паузами. Жалуется на то, что у нее пропали чувства к детям, мужу, что не может выполнять работу даже по хозяйству. Заявляет, что тоска лежит тяжелым камнем в груди. Чувствует, как «слабеет все тело, останавливается сердце». Сетует на то, что врачи «бессильны помочь». Считает себя
«недостойным» человеком, плохой матерью. Утверждает, что из-за нее семья «недосмотрена», «дети не одеты, простужены»,
«вся семья разрушилась», «надвигается беда». В палате
длительно лежит на кровати, в общение с другими больными не вступает.
ЭйЈприл выражается благодушным, блаженным настроением с оттенками безоблачной радости и прекрасным самочувствием.
Огорчения у таких больных непродолжительны. Эйфория может быть при опухолях головного мозга (лобных и височных областей), при тяжелых формах соматических заболеваний (туберкулезе, болезнях сердечно—сосудистой системы, прогрессирующем параличе). В некоторых случаях тяжелейшее физическое состояние, даже накануне смерти, сопровождается беспечностью, веселостью, построением массы радужных планов.
ПflLL1Ie¿ .’ Больной К., 52 лет, болен маниакально—
депрессивным психозом, находится в маниакальном
GОGТОЯНИИ
Выглядит моложе своих лет. Настроение повышенное, благодушно-веселое. Мимика живая, быстро меняющаяся. Выражение лица веселое. Глаза искрятся смехом. Охотно вступает в беседу, многословен, шутит, речь изобилует прибаутками. Иногда хитровато прищуривается, громко смеется. Быстро отвлекается от темы разговора. Не окончив одной фразы, переходит к другой, вмешивается в чужие разговоры, делает замечания. Голос хриплый, эмоциональный, громкий. Движения расторможенные, охотно соглашается рассказать стихотворение, спеть, станцевать. Заверяет, что он молод, талантлив, полон сил и энергии. Предлагает медсестрам выйти за него замуж. Раздражается, если ему делают замечание. Часто вступает в конфликт с окружающими, однако возмущение быстро сменяется веселым настроением. К своему состоянию некритичен. Стойкое повышение настроения сопровождается двигательной активностью больных и ускорением у них мыслительного процесса, наблюдается при маниакальном состоянии (мании). Оно характерно для маниакальной фазы маниакально-депрессивного психоза [1].
ДucJopuл характеризуется тоскливо—злобным, ворчливым настроением.
Возникает обычно у больных эпилепсией. Длится от
НСGІІОЛЬКИХ МИН Т ДО Н СКОЛЬКИХ С ОК. ОЛЬНОЙ П]ЭИ ЭТОМ
бывает угрюм, раздражителен, угнетен, агрессивен.
UлпйоЈЈ•шив сопровождается несдержанностью эмоций, легким умилением или плаксивостью по различным незначительным поводам.
Эмоциональная слабость чаще проявляется у пожилых людей. Например, больной, страдающий атеросклерозом сосудов головного мозга, плачет, читая художественное произведение или слушая рассказ трагического содержания. А также легко у него возникает и веселое настроение.
При э ипционттsной itiynocniu характерно состояние
безразличия к окружающему.
Больного ничего не волнует, не беспокоит, не интересует. Он абсолютно бездеятелен, стремится к уединению. Такое состояние типично для шизофрении, а также встречается при опухолях головного мозга, атрофических процессах (болезни Альцгеймера и Пика).
Аффекпі — состояние, которое испытывает человек при чрезвычайно сильном чувственном потрясении.
Различают состояние физиологического и патологического аффекта.
Бурные эмоциональные взрывы (обида, оскорбление, гнев, отчаяние, радость) при ясном осознании cвoero поведения относится к состояниям J›uзuo.i‹›зuvecкu.i аффекіtіое. В этом случае эмоциональные нарушения достигают крайней степени напряженности, но не выходят за рамки физиологических границ. Люди, находящиеся в таком состоянии при совершении преступления, должны отвечать за свои поступки, т. е. признаются вменяемыми. Память при физиологическом аффекте сохранена.
Паз о ioi ический аффек i характеризуется кратковременным нарушением психической деятельности. Различают три стадии развития патологического аффекта.
- Мадгвтапител ьнaя стадия — проявляется при сильных эмоциональных переживаниях, развивающихся остро или же накапливающихся в течение длительного времени.
- СюаЈил язрмsп — возникает при бурной эмоциональной реакции, превосходящей по силе состояние физиологического аффекта. При этом расстройство настроения сопровождается глубоким нарушением сознания, нецеленаправленным стереотипным (автоматизированным) поведением со склонностью к агрессии (например, к убийству).
- Затчючите чьнaя cmahия — характеризуется тем, что человек постепенно успокаивается и впадает в состояние разрешающего сна.
При состоянии патологического аффекта, в отличие от физиологического, обнаруживается полная или частичная амнезия. .7 ›Ju, совс• зnitienitie олoсньіе
Э‹п‘іспіпия е піаком соспіоянии, и¿ изнан›піся непмс•няс•мыми [4].
Таким образом, эмоциональная сфера человека представлена самыми разнообразными проявлениями
ЭМОЦИОН £tЛЬНЫХ GОСТОЯНИЙ И СВОЙСТВ. МОЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ ОДНИМ
из древнейших механизмов регулирования поведения,
ВОЗНИКШИМ ЗАДОЛГО ДО П]ЭОИЗВОЛЬНОи І£О]ЭКОВОЁі ]Э Г ЛЯЦИИ.
связи с этим в мозге человека эмоциональная сфера представлена в основном более рано возникшими в филогенезе образованиями — лимбической системой.
Эмоциональная сфера в норме в процессе развития ребенка претерпевает ряд изменений. Знание особенностей развития эмоциональной сферы ребенка чрезвычайно важно, так как позволяет ближайшему окружению вовремя замечать патологические проявления и отличать их от нормальных возрастных изменений.
Патологии в области эмоциональной сферы могут быть обусловлены множеством неблагоприятных факторов, связанных как с органическими повреждениями головного мозга и психическими заболеваниями, так и с травмирующими жизненными событиями.
Биб іиоі рафическии сііисок:
- Болезни нервной системы: Руководство для врачей: В 2— х т. Т. 1 / Под ред. Н. Н. Яхно, Д. Р. Штульмана. 2—е изд., перераб и доп. Медицина, 744 с.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов. — В. Секачев, 2014. —262 с.
- Исаев Д. Н. Психиатрия детского возраста: психопатология развития: учебник для вузов. CП6.: СпецЛит, 481 с.
- Левин О.С, Штульман Д.Р. Неврология. Справочник практического врача. —МЕДпресс—информ, —880 с.