Тема 11. Психопатология поведения

 

ПОВЕДЕННЯ»

 

Целью ознакомиться с eaptiaнinmнti нормьі и патологии n поведении че.іоеека, узнаіпь об особенпостях дееиантпого поведения n детском ti подросткопом noзpacme.

 

Понятие воли. Произвольная регуляция поведения

 

Ва.zя  это сознательное регулирование человеком cвoero поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать  внутренние  и  внешние  трудности  при

совершении целенаправленных действий и поступков.

 

Воля — психический процесс, проявляющийся в организованной,                                        целенаправленной,                                              планомерной деятельности, направленной  на достижение осознанных целей.

Основная   функция   воли   —  сознательная   регуляция

поведения в затрудненных условиях жизнедеятельности. Нейрофизиологической основой возможности такой регуляции является взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Воля тесно связана с направленностью личности. Несмотря на то, что волевая регуляция поведения, несомненно, имеет физиологическую основу, сама способность к волевым действиям становится доступной индивиду только через участие в общественной деятельности путем воспитания и самовоспитания [2].

С  точки  зрения  пвлево •в  конт ів чя  пес  heйcitinuя

.но.жнв paзhe.zumi! на три  • iynnьі.’

 

  1. Имяу:іьсивные деисз вия — совершаются спонтанно и характеризуются слабой осознанностью, не требуют волевого контроля, возникают вследствие внезапной потребности.

 

  1. Привычііые дейсі вия (навыки) — протекают без волевого участия, слабо осознаются, осуществляются по сложившейся программе.
  2. Во:іевые дейсз вия — обладают целенаправленностью и контролируются сознанием, цель действия ясно осознается. В процессе достижения цели преодолеваются внешние и внутренние препятствия.

 

Ввля яыло.тнлвт Јас осноянsгв функции: 1.Л‹›fiЈ•Јиліе.іьвaя г Јнкі tiя — это обеспечение активности

деятельности    и    преодоления                          трудностей,                          возникающих        в процессе ее реализации.

2.To/э.i іозная     ф›•нкция                          обеспечивает                          сдерживание

нежелательной       активности,                               которая                               может                               помешать реализации цели.

 

 

На этом этапе формулируется цель. Личностно значимые, ясные и доступные цели требуют меньше волевой активности. В случае долгосрочных целей происходит выделение промежуточных этапов — задач. Наибольших волевых усилий требуют цели, не имеющие личностной значимости и ясной формулировки.

Нередко возникает ситуация, когда одновременного удовлетворения требуют равнозначные по значимости потребности, тогда первый этап сопровождается психоэмоциональным напряжением и требует значительных волевых усилий. Первый этап заканчивается принятием решения  и  постановкой  конкретной  цели,  стабилизацией

 

  1. Likeу.:›ісЭение ti борьба мonitinoe.

На втором этапе происходит анализ возможностей и средств достижения цели. Задачей этого этапа является отбор наиболее рациональных путей реализации цели. Определение средств сопровождается значительными волевыми усилиями, напряжением и борьбой мотивов, т.к. появляются мотивы, подкрепляющие или опровергающие выбор средства (не соответствие средства нравственным установкам человека).

  1. М занятие ¿Решения.

Третий этап характеризуется определением средств достижения целей и принятием их как основной версии.

  1. М‹ полненtіе ¿ eiti‹•нtiя.

Завершающий этап. Исполнение решения требует максимального волевого усилия. Предыдущие этапы можно рассматривать как подготовительные, а завершающий — как основной. Волевой акт считается законченным в момент достижения конечной цели.

Исполнение       волевого      акта                                   и     особенности                                 ero протекания тесно связаны с особенностями личности. К побудительным     свойствам     личности                                 можно           отнести целеустремленность, активность, смелость, решительность, а к сдерживающим       —    дисциплинированность,                                             сдержанность,

выдержку, организованность [2].

 

Родственным        понятию                                воли                                является                                термин

«лроизяолsппл рвzЈгзлцил» — это способность человека управлять    собственным                      поведением,                      познавательной

деятельностью и отчасти эмоциями.

 

В качестве близких также могут выступать такие понятия

 

ІЈроизвольность — это то, что пронизывает все виды психической активности. Человек способен сознательно контролировать собственные познавательные пpoueccы: память, внимание, восприятие, воображение, мыиіление. Также человек может контролировать собственное поведение и модифицировать ero в соответствии с ситуацией. При достаточном уровне развития саморегуляции человек способен контролировать собственные эмоции и чувства. На высшем уровне развития саморегуляции человек может управлять даже жизненно важными функциями cвoero тела (как йоги утіравляют, например, своим сердиебиением).

В соответствии с кониепцией А. Р. Лурия о структурно- функциональной  организации   мозга,  с  произвольным

контролем высших психических функций связан третий блок, мозговым субстратом которого является конвекситальная часть лобных долей с их префронтальной зоной. Ее особенностью является большая индивцдуальная изменчивость в расположении отдельных корковых полей, а также их относительно позднее развитие. Это обстоятельство коррелирует с медленным созреванием произвольных форм утіравления.

ІЈроцессы регуляции поведения проходят долгий путь

развития в онтогенезе (рис. 1).

 

 

 

 

i юесвц

 

6-8 месяцев

проявление собственной активности в общении и повнании oкpyжaющего мира

управление поведением вврослою (крик, плач, мимика,

интон ация). Переые призн аки речевого упраеления действиями

ребенка. Взрослый = произвольная регуляция ребенка

 

9 месяцев — 1 год          расширяется арсенал дей ствий, которые ребенок может выполнить

по просьбе взрослого, но при этом его реакции носят нестойки й xapaктep и часто не иэбирател ьны

 

После 1 года

2,5-3 года

3 года

 

6 лет

7-8лет

 

 

 

9-10 лет

 

12 лет и позднее

отсрочен ное ввіполн ение инструкции

подчинение своих действи й инструкции взрослого способен осуществлять свои действия даже в тех случаях, когда

инструкция вступает в конфликт с непосредственным впечатлением форм ируется четкая регуляция двигателвных реакций с помощью дополнительного речевого импульса

способность сопротивляться отвлечени ю

инертность элемента программы, которая наблюдается в основн ом в ми естич ескай сфере; трудности контраля, которые могут быть устранены при привлечении внимания ребенка к его ошибкам.

Становление внутрен ней речи

организованныd поиск, способн оств к проверке гипотез и контролв

импульсов

навыки планирования

 

Рис. 1. Развитие регуляторных функций n онтогенезе

 

Регуляторные нарушения

Регуляторные нарушения (нарушение управляющих функций, «лобный» синдром) — нарушение функций, обеспечиваемых префронтальными отделами лобных долей мозга, связанных с программированием, регуляцией и контролем психической деятельности.

Нарушения  регуляции  —  это  самая  разнородная  гpyппa

проблем, возникающих при поражениях головного мозга. При нарушении способности к регуляции так или иначе страдает вся психическая сфера человека.

 

Эти нарушения также крайне вариабельны по степени проявления. Они могут колебаться от легкой расторможенности до потери способности к самообслуживанию.

 

Лрu нпрЈ•шенин cnacoйнacniи н регуляции тан іъчи иначе стјіадает   iicиxи ческая сфера че.чавека:

  • Ухудшается способность к познанию: утрачивается возможность произвольно удерживать внимание на усваиваемой информации, страдает целенаправленность восприятия. Возникают так называемые «ошибки импульсивности» — ответы даются поспешно, без обдумывания.
  • Меняется поведение: частые смены тем во время разговора, неуместные шутки, утрата границ в общении. В худшем случае возникает «полевое поведение» — человек перемещается без какой-либо цели, привлекаемый то одним, то другим предметом.
  • Нарушается или полностью утрачивается способность к самообслуживанию. В легких случаях человек «по невнимательности» может забыть выключить утюг или воду. В тяжелых — не может обслуживать себя, соблюдать элементарные правила гигиены, так как «забывает» последовательность действий и не может себя контролировать.
  • Меняется эмоциональная сфера: преимущественно неадекватная веселость, которая может сменяться приступами агрессии.

При обширных двухсторонних поражениях лобных долей мозга больные не только не могут самостоятельно создать какую-либо программу действий, но и в тяжелых случаях не могут действовать в соответствии с внешней инструкцией. Их

 

поведение приобретает пассивный характер вплоть до неподвижности и полного отсутствия интереса к окружающему. Значительную роль, помимо лобных, в этом отношении играют левые височные доли, имеющие непосредственное отношение к речи и вербальному мышлению как регуляторам произвольных действий. Равно и все левое полушарие в рассматриваемом контексте имеет более существенное значение по сравнению с правым.

 

Психопатология воли

Нарушения, связанные с патологией воли, можно подразделить на группы в зависимости от того, на како.и  этапе  no.zeвoгв  aкnia  пазникает  нарушение

(рис. 2):

  1. расстройства на уровне мотивационного этапа;
  2. расстройства на уровне реализации плана действий;
  3. извращения влечений              с              вовлеченностью мотивационного и интеллектуального этапа волевого акта (парабулии).

 

Paccniyaйcmea на уроене .нвт ивационнаго эmana

  1. Синдра.ны угнеіtіения:

—Аііорексия — угнетение пищевого инстинкта. Представляет собой главный симптом синдрома нервной анорексии, может проявляться при невротических, депрессивных расстройствах и др.

—Снижеііие ііибидо — угнетение полового влечения. Встречается при депрессивных, невротических  расстройствах, при экзогенных вредностях (алкоголизме, наркоманиях).

Гиііобу іия  — снижение интенсивности  и числа попыток

побуждений к деятельности.

 

Крайней степенью гипобулии является абу:іия — полное отсутствие влечений (побуждений к деятельности, утрата желаний, полная безучастность и бездеятельность). Встречается при невротических расстройствах, дефектах личности, слабоумии.

 

  Расстройства на уровне мотивационного этапа Расстройства на уровне реализации плана действия
 

 

 

Угнетение

 

 

•      Анорексия

•         Снижение либидо

•       Гипобулия

 

 

•       Гипокинезия

•      Ги помимия

•         Мутизм

 

 

 

Усипение

 

 

 

•       Гиперсексуальнасть

•         Гипербулия

•          Гиперки незия

•          Параки не зи и

•       Негативизм М анерность

•         Паталогичес«ая

п роскинезия Леон гарда

•       кататонический синдром

Извращения влечений с вовлеченностью мотивационного и

интеллектуального этапа волевого акта

Парабулии.

•       На вязчивые влеч ения             •     Компульси вные влеч ения

•      Им пул всив ные влечения         •     Дви гател ьные п роя вле ни я

Рис. 2. Вtіды nainoзoгtiй no.in

 

 

-Буііиііия — усиление пищевого инстинкта, проявляющееся в неумеренном аппетите и неразборчивости в еде. Встречается при деменции, олигофрении, гашишном опьянении.

-Гиііерсексуа:іыіосі ь   —   резкое   усиление   полового

влечения, которое становится доминирующим мотивом поведения. Встречается при маниакальном синдроме, слабоумии, олигофрении.

-Гиііербу іия — состояние избыточной активности, с обилием разнообразных, часто сменяющихся побуждений, импульсивным стремлением к немедленному достижению цели. Наблюдается при маниакальном синдроме, психопатиях

up ii]

ОНО    fi Ч It It

Парабулии — извращения влечений с вовлеченностью мотивационного и интеллектуального этапа волевого акта.

Парабулии могут протекать в следующих трех клинических формах:

  • Навязчивые влечения. Побуждения появляются помимо воли, сопровождаются борьбой мотивов, с сохранением критического отношения к ним. Выявляются при психопатических, невротических синдромах.
  • Комну іьсивные в:іечения.  Побуждения  возникают подобно витальным влечениям (голоду, жажде). Критическое отношение сочетается с невозможностью борьбы с ним. Определяется при психопатических синдромах, в структуре большого наркоманического синдрома.

 

 

  • Имііу іьсивные в іечения. Возникающие остро, немотивированно с неотступным стремлением к реализации болезненного побуждения. Самосознание полностью подчинено влечению. Возможно сужение сознания на высоте патологического состояния.
  • В двиі а i еііьнои сфере парабулии проявляются в виде:

— ко.›inу. ьctinны.s ‹)‹•иcnieии, которые представляют собой реализованные компульсивные влечения,

-нас ильслівенны s Јейсшяtіfi — непроизвольно возникающих движений, исчезающих во время сна и усиливающихся при волнении (насильственные плач, смех, крик и т.п.),

-и.›inу. ь‹ tieны.s Эеиспіеии — внезапно возникающих сложных двигательных актов.

 

Paccniyaйcni ва на јуіввне ретчизации п.дана дейсіtіпий

  1. Синдра.ны угнеіtіения:

-Гиііокиііезия — замедление темпа произвольных движений. Крайней степенью выраженности является акиііезия — отсутствие произвольных движений. Встречаются в структуре астении, депрессии.

Гиііомимия — уменьшение интенсивности произвольных мимических движений. Крайней степенью выраженности является амимия. Встречается в структуре астении, депрессии.

— Му iизм — отсутствие спонтанной и ответной речи при сохранности аппарата речепроизводства и функции речепонимания. Наблюдается при ступоре, депрессии.

-Гиііерісиііезия — целенаправленное двигательное возбуждение.

Разновидности             гиперкинезии:                                      эйфорическая,

кататоническая,          гиперкинезия                                     с                                     автоматизмами,

 

галлюцинаторная,             бредовая,                                              тревожно-депрессивная

(ажитация).

Наблюдается при маниакальных состояниях, при кататоническом возбуждении, сумеречных, маниакальных состояниях, галлюцинаторно—параноидных синдромах и др.

  • Параісиііезии:

Э. опа акс ия    нелепое  повторение  жестов,  мимики,  поз

окружающих.

U.roлo.itiя — нелепое повторение слов, фраз окружающих.

  • Her а i ивизм — бессмысленное противодействие, отказ, сопротивление воздействию извне.

Варианты: активный — сопровождается активным сопротивлением, противодействием, пассивный — не сопровождается активным сопротивлением больного. По степени распространения на окружающих может быть тотальным (генерализованным) — распространяется на всех окружающих и различные ситуации и элективным — распространяется на отдельных людей или узкий кpyr ситуаций.

—Па i o:ioi ическая     (ав i ома i ическая,     ііассивііая)

ііроскиііезия Леоііі арда — патологическое безусловное подчинение всем требованиям, готовность к выполнению любого указания, даже неприятного.

  • Вычурносі ь, ііанерііосз ь — стереотипно повторяющаяся

нелепость, необычность действий и манеры поведения пациента. Встречаются при кататонических синдромах.

  • Ката i оііический сиіідром.

 

Может быть представлен двумя полярными расстройствами — возбуждением и ступором, протекающими на фоне  формально  ясного  сознания  (люцидная  кататония)  и  с

 

наплывом фантастических образов и изменением восприятия окружающего (онейроидная кататония).

По выходу из люцидной кататонии сохраняются довольно полные воспоминания на реальные события, по выходу из онейроидной кататонии, воспоминания о реальных событиях практически отсутствуют, воспоминания же о фантастических переживаниях сохраняются. При обеих формах кататонии могут наличествовать галлюцинации, псевдогаллюцинации, бредовые идеи.

Naлiплioati іеское е‹›з0і ,wJr•вur•. В отличие от аффективного, бредового, галлюцинаторного носит немотивированный,                                                бессмысленный                                                       характер                                                       и характеризуется наличием не связанных, разрозненных, автоматизированных действий, обращенных вовне или на себя.

Нaniani oati iecкtifi                        г mJ’лoy.                                              Проявляется

обездвиженностью, повышением мышечного тонуса и отказом от речи (мутизм) [3].

 

Понятие влечений

В.течение           первичное                            побуждение,                            чаще                            всего

неосознанное    эмоциональное    проявление потребности человека в чем-либо.

 

Влечение              внутреннее состояние, заставляющее действовать определенным образом.

В детском возрасте влечения реже осознаются. В связи с этим, они чаще приводят к импульсивному, необдуманному и не всегда управляемому поведению. Некоторые влечения у детей рудиментарны. В то же время у подростков такое влечение, как половое, достигает большой силы, но не может

 

эффективно управляться в соответствии с требованиями общества [2].

 

Расстройства влечений

Условно           выделяют                                болезненно                                        повышенные, извращенные и неодолимые (импульсивные) влечения (рис. 3). Лилулsсиянsів          кзеvвннл        —                        остро  возникающие непреодолимые    стремления    к чему—нибудь,          реализуемые          без осознания      их    и    борьбы     мотивов.                        Они     направлены       на

достижение объективно неприемлемых целей:

  • Дромомания — непреодолимое стремление к перемене мест, поездкам, бродяжничеству.

Дети и подростки уходят из дома, школы, интерната, делая это в самый неподходящий момент, не готовятся к этому, не берут с собой еду, денег. Они бродят бесцельно по улицам, совершают длительные поездки по ropoдy или уезжают далеко за пределы места проживания. Получив облегчение от реализации порыва, возвращаются сами или не противятся насильственному препровождению в семью.

Нередко это расстройство  проявление психопатии, или оно может быть связано со стремлением к «утолению сенсорной жажды», т.е. со стремлением восполнить недостаток эмоционального разнообразия, недостаточного в семье или закрытом детском учреждении.

 

 

 
Импупьсивные влечения
•       Дромомания                               •     Клептамания                                                    •      Й И |ЗОМб НИЯ

•        Дипсомания                                                       •                                                       Мифомания

 

  Расстроиства

пищевого

пОвRдения

Расстроиства

влечения к самосохранению

Расстроиства

пОЛОВОгО

влечения

 

 

Угнетение

 

 

•      Аноренсия

•      Ослабление (снижение) влечений к

самосохранения

 

 

•     Гипосеисуальносіь

 

 

Усиление

 

 

•     Обострение (повышение) влечений к

самосохранению

 

 

 

•          Ги персенсуальн ость

 

 

Извращение

 

•       Пикацизм

•     Коп рофагия

 

•      Аутоагрессия

•       Суицид омания

 

•         Мазохиэм

•         Эксги би цИОНИ2М

Зооgилия

 

•         педофил ия

Рис. 3. Вtіды nainoлoгий плечений

-K:ieп i омания — время от времени возникающее непреодолимое влечение украсть ту или иную интересную или лишенную всякой ценности вещь. Став ее обладателем, теряют к ней всякий интерес, выбрасывают, дарят, забывают. Наблюдается при психопатии, органическом поражении мозга.

-Пиромаііия временами появляющееся непреодолимое стремление к поджогам, играм с огнем (зажиганию спичек, разжиганию костров). Может быть проявлением расстройств

 

личности, но чаще связана с органическим поражением головного мозга.

-Диіісомания              запой, импульсивное влечение к алкогольным напиткам, которое реализуется в ежедневном приеме чрезмерных количеств спиртного и продолжается в течение 1-2 недель до тяжелой интоксикации. В промежутках между запоями нет потребности в спиртных напитках.

-Мифоііаііия патологическая лживость, обусловленная истероидными психопатическими чертами личности [2].

 

Paccniyaйcmea пищевого ечечения:

-Буііиііия — сильное повышение аппетита и даже прожорливость. Возникает при тревоге, страхах, чаще при органических поражениях головного мозга.

-По:іидиіісия  повышенное потребление жидкости в связи с чрезмерным увеличением жажды. Причина чаще органическое поражение мозга, иногда связано с психогенным расстройством.

-Аііорексия            снижение  аппетита  до  ero  полного

исчезновения. Наблюдается при неврозах, психопатиях, реактивном психозе.

-Симнз ом ника (ііикацизм) — поедание несъедобных предметов.

-Коіірофаі ия             поедание  кала.  Наблюдается  при

глубоких степенях умственной отсталости, дефектной шизофрении.

 

 

—Обосі реііие (новышение) в іечения к самосохранениіо. Обычно складывается из недоверия ко всему новому, переменам,  незнакомым  объектам,  в  приверженности  к

 

стереотипному порядку, страха окружающего, повышенной настороженности. Наблюдается при детском аутизме, невропатии, шизоидной и психастенической психопатии. В случае пассивного поведения наблюдается избегание опасности. При активном поведении — оборонительные действия и агрессия. До трех лет агрессия может проявляться стойким немотивированным упрямством; в старшем дошкольном возрасте — конфликтами, прямыми нападениями не толіжо на детей, но и взрослых, в том числе и близких; в школьном — постоянной и часто жестокой драчливостью, задеванием и провоцированием конфликтов.

—Ос іаб:іение  (снижеііие)  в:іечеііия  к  самосохранениіо.

Проявляется в отсутствии защитных реакций (беззащитности, беспомощности), пониженном чувстве боли, безразличном отношении к окружающим людям.

—Извращение     оборони i е іьноі о     в:іечения

ауз oai рессия. Стремление к повреждениям caмoro себя, нанесению травм и увечий. Это могут быть грубые расцарапывания кожи, кусание языка, разбивание головы о твердые предметы, вкалывание острых предметов в тело и т. д. Сюда же относят трихотилломанию (выдергивание волос из головы, ресниц, бровей), онихофагию (обкусывание ногтей), аутомутиляцию (калечение собственного тела отгрызание пальцев, губ, отрезание ушей, половых органов). Встречается при глубоком слабоумии, шизофрении и истероидной психопатии.

—Самоубиисз во. Лишение себя жизни, обусловленное расстройством влечения к самосохранению. Суицидальные мысли, высказывания и поступки могут наблюдаться при психических заболеваниях, а также и у психически здоровых.

 

— Суицидомаііия. Упорное, непреодолимое стремление к самоубийству. Может быть при депресии, некоторых психопатиях, шизофрении.

 

Paccniyaйcmea mo чапв •а п.лечения:

-Гиііерсексуа:іыіосі ь                                      патологическое             постоянное чрезмерное   усиление                             полового                                      влечения            и                                   повышение способности                            к переживанию                           оргазма.       У                                        женщин     это расстройство      называется                          нимфомания,    а         у                                 мужчин сатириазис.                               Причина                                                 нарушение                                             деятельности гипоталамуса,       чаще      всего     под                              влиянием                               перенесенных энцефалитов, травматических или сосудистых поражений.

Гипсе зсек‹ ’альноспі ь m‘‹Ѕ‹•рпіаіtіная повышенная половая

возбудимость, выражающаяся у подростков в виде частых и длительных эрекций, необузданных эротических фантазий, мастурбации. Обычно связана с резким усилением секреции андрогенов из-за ускоренного пубертатного развития, под влиянием эндокринных расстройств или органических поражений гипоталамо—лимбической области.

Гипсе зсек‹ ’альноспі ь ‹)r•mcчая сексуальное поведение, соответствующее сексуальности более старшего по возрасту ребенка. Проявляется в интересе к противоположному полу и интимной жизни взрослых, демонстрации cвoero обнаженного тела, сквернословии, стремлениях к ласкам, мастурбации, раннем появлении половой жизни, патологических фантазиях на сексуальные темы, сексуальных притязаниях к детям cвoero

И П]ЭОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛ£І.

—Гиііосексуа іьносі ь — понижение полового влечения, обычно не обнаруживаемое у детей в связи с возрастным низким либидо, у подростков может проявиться отсутствием интереса  к  противоположному  полу,  темам,  относящимся  к

 

взаимоотношениям полов, отсутствием эякуляций и мастурбации. Это расстройство возникает, в частности, при задержке психосексуального развития.

 

Мзеращения пвлonагo в лечения:

-Садизіі — характеризуется стремлением причинить боль другому человеку с целью достижения сексуального удовлетворения.

—Мазохизм — получение сексуального удовлетворения или удовольствия от причиняемой боли или унижения, доставляемого партнером.

В детском возрасте садизм и мазохизм проявляются стремлением причинять неприятные переживания окружающим или самому себе. В раннем возрасте ребенок может одновременно и ласкаться к матери и пытаться укусить ее, дергать за волосы, царапать, щипать. Более старшие мучают животных, обижают слабых и меньших детей, тематика их рисунков и патологического фантазирования: мучительства, пытки, взрывы, убийства и т.д. Они могут радоваться, наблюдая за страданиями и плачем обижаемых ими детей или криками животных. У детей эти расстройства влечений могут развиться при применении физических наказаний любимым взрослым.

-Зксі ибициоііизм   демонстрация обнаженных половых

органов с целью получения сексуального удовлетворения.

-Зоофи іия  половое влечение к животным и получение сексуального удовлетворения от контактов с ними. Причинами могут быть длительное уединенное проживание при отсутствии представителей дpyroro пола, психопатические изменения личности.

 

  • Визионизм (вуайеризм) — влечение к подглядыванию за половым актом или обнаженными представителями избранного пола. Обычно сопровождается мастурбацией.
  • Педофи іия — получение сексуального удовлетворения взрослыми от сексуальных действий с детьми. В основе этого нарушения задержка   психосексуального   развития,
нарушение коммуникаций с      людьми дpyroro                   пола                   или
сексуальные

жизни [1].

расстройства, мешающие нормальной                      половой

Расстройства влечений — достаточно распространенная и нередко чрезвычайно опасная патология. В случаях наличия подозрений на какую-либо из перечисленных патологий у ребенка необходима обязательная консультация со специалистом (врачом психоневрологом). Это необходимо в целях определения причин и механизмов возникновения патологии.

Коррекционно—педагогическая работа с детьми, имеющими                                нарушения                                влечений,                                выстраивается дифференцированно в зависимости от вида патологии и от ее

ЭТИОЛОГИИ

Так, при пиромании, как правило, достаточным оказывается усиленный надзор в целях предупреждения совершения ребенком поджогов. Воровство при Icпeптoмaнии, при условии клинически подтвержденного диагноза, не должно осуждаться и наказываться, так как это может только усугубить ситуацию. Самому ребенку и ero окружению необходимо разъяснить, что в данном случае противоправные действия совершаются ребенком ненамеренно, ero поведение носит непроизвольный характер.

Дромомания, в большинстве случаев, имеет под собой основу  в  виде  нехватки  в  жизни  ребенка  положительных

 

эмоций,             что            также                           нередко    усугубляется незаинтересованностью ближайшего окружения в судьбе ребенка, тогда как коррекция дромомании требует большого количества заботы и внимания, а также душевной теплоты со стороны близких.

Нарушения пищевого поведения у детей и подростков нередко являются сигналами о наличии тех или иных психических нарушений (психическая анорексия, невроз и т.д.). Такие дети и подростки экстренно нуждаются в адекватном лечении и прохождении курса психотерапии.

В            отношении            детей              с              расстройствами

самосохранительных влечений, таких как аутоагрессия, требуется не только выяснение причин возникновения поведенческих проблем, но и тщательное исключение всех провоцирующих факторов со стороны окружения.

Дети и подростки, имеющие в анамнезе незавершенные попытки суицида, требуют максимально бережного отношения в отношениях с окружающими, а также обязательного надзора в целях предупреждения повторных попыток суицида.

Расстройства половых влечений у детей и подростков должны рассматриваться, в первую очередь, как проявления нервно—психических заболеваний. Такие дети нуждаются в консультации соответствующих специалистов для назначения адекватного лечения. При этом, вне зависимости от возможных причин расстройств, дети и подростки все равно нуждаются в половом воспитании, соответствующем возрасту [2].

 

 

 

Таким образом, патологии поведения представлены большим разнообразием проявлений, обусловленными преимущественно нарушениями в сфере воли и влечений. Поведенческие патологии могут встречаться при органических поражениях головного мозга, психических заболеваниях, патологиях развития, а также в качестве самостоятельных нарушений.

Поведенческие патологии, как правило, крайне негативно влияют на процесс социальной адаптации развивающегося ребенка. Поведенческие проблемы, особенно выраженные и выделяющие ребенка в кpyry сверстников, приводят к стигматизации, негативному отношению окружающих, снижению самооценки и, как следствие, — нередко к вторичным поведенческим и эмоционально-личностным патологиям.

 

Биб іиоі рафическии сііисок:

  1. Болезни нервной                           системы:  Руководство                           для врачей: В 2—х т.                           Т. 1 / Под ред. Н. Н. Яхно, Д. Р. Штульмана.    2—е изд., перераб и доп.    М.: Медицина, 2001.

744 с.

  1. Исаев Д. Н. Психиатрия детского возраста: психопатология развития:  учебник  для  вузов.                CП6.: СпецЛит,    481 с.
  2. Левин О. С, Штульман Д.Р. Неврология. Справочник практического врача. —МЕДпресс—информ, —880 с.
Оцените статью
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика