«НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАННЯ, ВЛНЯЮЩИЕ НА НЕРВНУЮ СИСТЕМУ. БОЛЕЗНИ НЕРВНОИ СИСТЕМЫ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ПЕРИНАТАЛЬНОИ ПАТОЛОFИЕЙ»
Цель: пoзлaкoмвть с разновидностями патологических факторов, влияющих на развитие нервной системы ребенка в пренательный, натальный и постнатальный периоды
Общая характеристика вредоносных факторов,
влияющих на развитие ребенка
Самый интенсивный период развития мозга эмбриона — 2-
11 недели. Но в целом этот важнейший opraн формируется долго, на протяжении всей беременности матери.
Moзr только что родившегося ребёнка весит около 400 граммов и составляет около 15 миллиардов нервных клеток. Чтобы полностью развиться (yжe не в щробе матери), потребуются годы, в течение которых сформируется сеть, объединяющая нервные клетки. Поэтому для развития мозга эмбриона, плода или ребёнка до одного roдa очень опасно воздействие любых отрицательных физических, химических или биологических факторов.
Онтогенез — ицдивидуальное развитие организма от момента ero зарождения до конца жизни. В онтогенезе каждый организм проходит через
последовательные периода развития [3].
В онтогенезе чеповека различают следующие периодъі
(Р С 1):
- пренатальный (зародыіиевый, или эмбриональный)
период;
- натальный (процесс рождения) период;
- постнатальный период.
Меринаттч ьный лврпоd охватывает промежуток от 22—
28 недели беременности (срок начала периода различается в разных классификациях), период родов и первые сутки после них, заканчиваясь через 168 часов после
рождения.
утробе матери
Пренатальный Натальный
периад период
Постнатал ьный период
Рис. 1. Периоды онтогенеза
Таким образом, перинатальный период занимает значительную часть пренатального, весь натальный и первые сутки постнатального периода. Перинатальный период выделен особым образом не случайно: именно этот сравнительно недолгий промежуток времени является
OдHLLli tiз па,жнейшtіх е paзeunitiu органtізма че. oneкa.
3
Помимо этого, большинство вредоносных факторов имеют самое выраженное влияние на развивающийся организм также именно в этот период.
В целом все причины нарушении е развитии нерпнои систем ьі можно разделить следующим образом:
»Отягощенная наследственность, разнообразные генетически обусловленные нарушения. Это так называемые эндогенные факторы, т.е. связанные с внутренними причинами.
»Неблагоприятные условия внутриутробного (пренатальные факторы) развития плода: токсикозы, травмы (ушибы, падения), психотравмм (нервные стрессы), тяжелые заболевания, пребывание во вредных экологических условиях (в том числе связанных с профессией).
»Патологическое течение родов (натальные мозговые повреждения). Особенно часты различные родовые травмы, а также асфиксия.
»Постнатальные повреждения мозга: нейроинфекционные и другие повреждения ЦНС в первые 3 roдa жизни ребенка [1].
Общая характеристика наследственных заболеваний нервной системы
К одним из основных причин нарушении развития у детеи
относятся наследственные факторы.
Xpo носо.ны это основнои материал молекул ДНК. Определенные участки хромосом составляют гены.
Хромосомы включают сотни генов. Отклонение от числа и строения хромосом может менять генныи код, данныи человеку от природы.
В генетике причины, приводящие к порокам развития, принято делить на:
- мутагены;
- тератогены.
Uутаzвны выразители процессов мутации наследственных структур, а именно генов и хромосом. Это факторы, влияющие непосредственно на генетический код плода. Мутации принято относить к эндогенным (внутренним) причинам. Помимо этого, к внутренним причинам возникновения нарушений относятся эндогенные заболевания, пожилой возраст родителей.
Тејіаіtіогены вредные факторы, имеющие место в период беременности. Они обусловливают врожденные пороки развития, но не разрушают наследственных структур. Тератогены обозначаются как экзогенные (внешние) причины радиационные воздействия, химические факторы (лекарства, химические вещества, гипоксия, неправильное
питание), биологические вредности вирусы, инфекции 11].
Uymnqnu iipoucxohяiti на трех уровнях: генном, хромосомном и геномном (рис. 2).
- Nвнныв .нуіtіации это изменения внутренней структуры отдельных генов. В результате этого изменяется последовательность нуклеотидов внутри одного конкретного reнa. Примерами заболеваний, обусловленных генной мутацией, являются фенилкетонурия и альбинизм.
- Ауо.ипсв.инsів мутации это изменение структуры самих хромосом. Они обусловливают задержки и другие
аномалии психического развития. Пример: синдром кошачьего крика.
- Nеножлме мутации изменения количества хромосом. В большинстве случаев либо имеется лишняя хромосома, либо недостает. Нередко они являются причиной выкидышей,
а также тяжелых врожденных заболевании.
Среди геномных заболевании можно выделить две подгруппы. Наиболее часто причиной таких заболевании бывают пни.иолпн aymoco н, т.е. наличие лишней или отсутствие одной из неполовых хромосом. Вторая подгруппа заболеваний связана с ана налиями nonoвьгr хромосом, примером которых является синдром Шерешевского Тернера.
Генные | Хромосомные | Геномные |
Рис. 2. Разнопидности .нутаций
Причин возникновения генетических заболеваний, не связанных напрямую с наследственностью, достаточно много. Важную роль играет возраст матери: чем он выше, тем вероятность их больше [5].
6
Заболевания, обусловленные аноиалиями аутосом.
Синдрои Дауна
Наиболее часто причиной хромосомных заболеваний бывают аномалии аутосом, т.е. наличие лишней или отсутствие одной из неполовых хромосом. Переизбыток генов проявляется, в частности, в виде широко известной болезни Дауна (лишняя 21-я хромосома). Для этого синдрома и аналогичных ему (Патау, Эдвардса) характерны интеллектуальные нарушения в той или иной степени выраженности, физические пороки.
UинЈро.и Дауна (бо.zезнь Дауна) впервые описан Р. L. Н. Down в 1866 r. Данное заболевание встречается примерно с одинаковой частотой у мальчиков и девочек. В основе заболевания в большинстве случаев лежит трисомия по 21-й паре хромосом (т.е. вместо двух имеются три хромосомы). В результате во всех клетках организма
содержится 47 (вместо 46) хромосом.
Основными проявлениями данного синдрома являются интеллектуальные нарушения разной степени выраженности, а также врожденные пороки развития.
На данный момент выявлено, что не у всех детей с синдромом Дауна трисомия наблюдается во всех Icяeткax организма. Cyщecitiвyeiti три вајіианта анома.лии кayиnitiипa njw dпнно.и синЈро ив:
- регулярная трисомия;
- мозаицизм;
- несбалансированная транслокация [1].
7
При рвщ.тлрпой itipиcoмии, составляющей около 95% всех случаев болезни Дауна, в кариотипе выявляется 47 хромосом. Дополнительная 21—я хромосома обнаруживается во всех клетках. Кариотип родителей больных с регулярной трисомией нормальный.
Около 2% случаев болезни Дауна составляют мозаи чные
na іиантьі, при которых в организме одновременно обнаруживаются трисомные и нормальные клетки. Женщины с мозаицизмом могут иметь как нормальных детей, так и больных с регулярной трисомией по 21—й хромосоме. У некоторых больных при мозаицизме интеллект страдает в меньшей степени, чем у больных с регулярной трисомией.
Тјіанючоьационные фвр!ны болезни Дауна отмечаются в 3,2% случаев. При этом варианте общее число хромосом в кариотипе 46, так как дополнительная 21—я хромосома транслоцирована на какую—либо другую аутосому (гены лишней 21—й хромосомы как бы замещают собой гены другой хромосомы).
Как правило, наличие синдрома Дауна распознается сразу при рождении ребенка, а при использовании современных методов медицинского наблюдения (УЗИ, генетический анализ) — еще во время беременности.
Дети рождаются с малой массой тела, слабо кричат, вялые, плохо сосут. К наиболее частым нарушениям относятся низкий рост, непропорциональность коротких конечностей и относительно длинного туловища, своеобразное строение черепа и лица. Череп микробрахиоцефальной конфигурации со скошенным затылком. Ушные раковины небольших размеров, деформированные, низко расположенные.
Характерны косой разрез глаз с кожной складкой во внутреннем углу (третье веко, эпикант), наличие участков
депигментации на периферии радужки. Нос короткий с широкой уплощенной переносицей (гипертелоризм). Часто отмечаются недоразвитие верхней челюсти, прогнатизм, неправильный рост зубов, высокое («готическое») небо. Язык вследствие гипертрофии сосочков увеличен, складчатый («географический» язык). К типичным признакам также относятся аномалии строения конечностей: кисть плоская, пальцы широкие, короткие, резко укороченный искривленный кнутри мизинец [5].
Мнпіе. лc•кni ј’а. ьньіе нп/эЈ піенtія у детей с синдромом Дауна достаточно вариабельны и разнятся от задержки психического развития до глубокой степени умственной отсталости. В редких случаях возможно условно нормальной интеллектуальное развитие при условии своевременной коррекционной помощи. Существуют примеры успешного получения людьми с синдромом Дауна даже высшего образования, профессиональной самореализации в самых разных видах трудовой деятельности. Тем не менее, для большинства людей с синдромом Дауна все же характерен специфический интеллектуальный дефицит.
Для детей с синдромом Дауна характерными являются
некоторые особенности развития психических процессов. Мышление при данном синдроме нередко тугоподвижное, конкретное. Абстрактные понятия, счетные операции, усваиваются затруднительно. Может страдать активное внимание, смысловая память. При этом относительно более сохранной является механическая память, что нередко позволяет детям с синдромом Дауна даже при выраженных интеллектуальных нарушениях научиться механическому чтению.
9
У большинства детей с синдромом Дауна отмечается позднее появление и резкое недоразвитие речи: недостаточное понимание, бедный запас слов, дефекты звукопроизношения. При этом характерным являются относительная живость и сохранность эмоциональной сферы. Такие дети в большинстве своем ласковые, добродушные, послушные. Большинство из них любопытны и обладают хорошей подражательной способностью.
Особенностью возрастной динамики болезни Дауна является позднее половое созревание и раннее появление признаков инволюции (в 30—40 лет). Многие люди с синдромом Дауна склонны к инфекционным заболеваниям и плохо их переносят [2].
Аномалии половых хромосои
UинЈјіо.и Шерешеескога Тејінера (45, Х) обусловлен
MOHOGOMИeи -Х]ЭОМОGОМЫ (OTG GTBИC ОДНОЙ ИЗ
половых хромосом Х). Данный синдром описан Н.А. Шерешевским в 1925 r. и Н. Turner в 1938 r. Синдром встречается только у девочек и характеризуется разной степенью интеллектуальных нарушений, аномалиями соматического развития и низкорослостью.
Врожденные аномалии придают больным своеобразный вид: «антимонголоидный» разрез глаз (наружные углы глаз расположены ниже внутренних), эпикант, низкое расположение ушей, короткая и широкая шея с низким уровнем роста волос. Отмечается также нарушение строения скелета: деформация грудной клетки, широкая ладонь, укорочение пальцев с поперечной исчерченностью ногтей,
вальгусное положение коленных суставов, деформация стоп, возможна полидактилия.
С возрастом появляется значительное отставание в росте, который, как правило, не превышает 150 см. Нарастают диспропорции телосложения: шея короткая с избыточной кожей на заднебоковой поверхности, которая примерно у половины больных выступает в виде шейной cIcлaдки, преобладание верхней части туловища, широкие плечи, узкий таз, укорочение нижних конечностей. Конституция строения таких девочек приближается к мужской. В препубертатном и пубертатном возрасте выявляются признаки полового инфантилизма. Ведущими признаками являются аномалии строения внутренних половых органов. Один из важных признаков заболевания —первичная аменорея.
Fпслі«енв‹›е неЈ‹›упзяtіліис чаще выражено нерезко. У многих больных с возрастом появляется критика к своему состоянию. Обычно трудолюбивые и благодушные, они становятся более замкнутыми, раздражительными. Однако встречаются случаи и умственного недоразвития, достигающего степени тяжелой умственной отсталости.
UинЈро.и К.zайнфе.Утера (47, XXY) описан в l942r. Данный синдром встречается толіжо у мальчиков.
Ведущими признаками синдрома Клайнфелтера
являются недоразвитие половых органов и бесплодие.
В качестве особенностей структуры пэкс.zieкшJ•aiьвoзo Э‹•фекпіа в детском возрасте у большинства больных можно отметить сочетание интеллектуальной недостаточности с относительно более глубокой незрелостью эмоционально— волевой сферы, которая по своим проявлениям приближается к
психическому инфантилизму. У мальчиков с данным синдромом, наряду с недостаточностью внимания, восприятия, памяти и абстрактного мышления, обнаруживаются чрезмерная внушаемость, подражательность, подчиняемость, недостаточность самостоятельности, чрезмерная привязанность к близким, нередко с элементом назойливости. Настроение обычно повышенное, с эйфорическим оттенком, имеет тенденцию к беспричинным колебаниям.
При легких степенях интеллектуальных нарушений, с началом обучения в школе и особенно в пубертатном и постпубертатном возрасте, у таких мальчиков появляется сознание своей неполноценности, которое становится источником внутреннего конфликта.
Кариологические исследования выявляют 47 хромосом (47, XXY). Реже встречаются варианты синдрома с кариотипом 48, XXXY и 49, XXXXX. Как правило, степень интеллектуального недоразвития выражена тем глубже, чем больше дополнительных половых хромосом в кариотипе [5].
Факторы, влияющие на развитие нервной системы в пренатальный период
Большую rpyппy нарушений вызывают неблагоприятные факторы, действующие на организм в период внутриутробного развития. Врождённые нарушения появляются вследствие воздействия отрицательных факторов на эмбрион или плод
{эмбрионом считается жизнь от времени оплодотворения половых клеток до девяти недель; плодом — будущий новорождённый в утробе матери от девяти недель до девяти месяцев).
Период беременности от зачатия и до 22-28 недель, хоть и не входит в перинатальный период, однако также является
12
крайне важным. Многие вредоносные факторы имеют особое значение именно в первом триместре беременности.
Неблагоприятные воздействия на эмбрион/плод в период первого триместра беременности могут крайне негативно сказываться на дальнейшем развитии. Это
так называемый шератоzвнньш лврипЈ, когда вредоносные факторы с наибольшей вероятностью могут привести к порокам развития плода.
В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от rpy6oro нарушения функции или её полного отсутствия до лёгкой задержки темпа развития [4J.
Существует множество неблагоприятных причин, связанных с внутриутробным периодом:
- вирусные, бактериальные и паразитарные заболевания матери;
- различные травмы во время беременности;
- вредоносные влияния на организм матери (например, радиация);
- употребление алкоголя, наркотиков, никотина;
- употребление большого количества лекарственных препаратов, особенно не разрешенных во время беременности;
- несовпадения резус—фактора у ребенка и матери;
- длительные стрессогенные воздействия на организм матери;
- неправильное питание, режим жизни и прочее.
13
Заре.чепания !натејіи. К данной группе относятся разнообразные инфекционные и соматические заболевания, которые может переносить мать ребенка во время беременности: паразитарные инфекции, вирусные инфекции, гормональные заболевания и соматические расстройства.
Примером паразитарной инфекции является тоьсоллаз.иоз, который вызывается простейшими oднoIcлeтoчными организмами, живущими в крови домашних животных (чаще всего данное заболевание связывают с кошками). Попадая в кровь женщины, они легко проникают через плацентарный барьер и вызывают тяжёлые поражения головного мозга, зрения, слуха ребёнка.
На развитие плода могут повлиять гуиніі, кој ь, кјіаснуха, сифіъчис и другие инфекции, которыми может заболеть женщина во время беременности. Инфекционные поражения эмбриона в первые недели беременности практически всегда имеют отрицательные последствия. Если инфекции были перенесены время последних месяцев беременности, то они не так часто сказываются на развитии организма. Исключение составляет сифилис, который поражает плод в любом периоде беременности. Ребёнок с врождённым сифилисом чаще всего является умственно отсталым, у него повреждается слух, зрение, нарушается строение опорно—двигательного аппарата.
Сп.ипліичвскив зпйолвяанил матери, особенно сердечно— сосудистой системы, могут приводить к гипоксии плода — кислородному голоданию, которое может серьёзно повредить мозг ребёнка [4].
Тјіае.ігм е ііериад йеремсннвсіtі и. При повреждении брюшной полости беременной женщины из—за физической травмы может быть повреждён и плод. Особенно опасны сдавливания в этой области.
Отрицательное воздействие на эмбрион или плод может оказать вибрация, а также высокая или очень низкая температура как самой женщины, так и окружающей обстановки. Именно поэтому, по мнению специалистов, работа будущей матери на производстве с вредными условиями является серьёзным фактором риска рождения больного ребёнка.
Причиной нарушения развития ребёнка может быть искусслі пеннве npepыnaниe dеремснности. Предшествующие аборты нередко отрицательно влияют на следующие беременности, вызывая аномалии плаценты и преждевременные роды. Очень часто такие дети страдают от нарушений мозгового кровообращения.
Наряду с искусственными абортами, нередко встречаются и яыкибыtпи. Чаще всего их вызывают заболевания беременной женщины, неполноценное питание, отравление алкоголем, никотином, ртутью, недостаток витаминов и др. Предшествующие настоящей беременности выкидыши считаются одним из неблагоприятных факторов.
Вреhвносные е сияния на организм !натери. Одним из факторов, наиболее отрицательно влияющим на развивающийся организм, является paJunquл. Большая радиоактивность опасна для здоровья и жизни как женщины, так и ребёнка. Беременная женщина, получив большие дозы радиации, может родить ребёнка с различными соматическими и психическими нарушениями [3].
Mwoitiye6 пение лсихоакіtі ивных явп еглія. Употребление алкоголя или наркотиков матерью и/или отцом до наступления беременности нарушает их половые клетки матери или отца, что в последующем негативно сказывается на развитии плода.
Постоянное употребление спиртных напитков матерью во время беременности может вызвать фвіпттsньш тчкaгo zі!ныи син рейн или а.
Алкогольная интоксикация пагубно воздействует на плод, потому что ero печень не имеет фермента, разлагающего алкоголь, который разносится по организму, особенно тяжело поражая головной мозг. Из—за воздействия алкоголя ребёнок может родиться с интеллектуальными нарушениями, неврозами, эпилепсией, нарушениями половой системы.
Тератогенное действие алкоголя зависит от стадии внутриутробного развития, во время которой на плод негативно влиял алкоголь. Так, употребление спиртных напитков беременной женщиной в первые четыре недели беременности вызывает токсичный и мутагенный эффекты, значительно повышающие риск ранней гибели плода. Наибольшую опасность представляет употребление алкоголя в первые три—семь недель беременности. Влияние этанола в этот период вызывает задержку роста клеток и структурную дезорганизацию центральной нервной системы.
Наркотики также оказывают отрицательное воздействие на формирование плода. Если беременная женщина употребляет, например, героин, ребёнок рождается с меньшим весом, медленнее растёт, у него наблюдаются судороги и нарушения умственного развития.
На нормальное развитие плода также влияет отравление никопіином. Курящие женщины чаще рожают преждевременно, дети рождаются недоношенными, со слабой нервной системой. Курение женщин повышает патологию беременности, опасность осложнений в родах.
Отрицательное действие химических веществ, в том числе и
16
лекарственных препаратов, проявляется в интоксикации (отравлении) организма. Особенно опасно употреблять новые, не проверенные временем лекарства.
Для будущего ребёнка опасны ’‹ noкatinaн› ч tie u
‹ нотео¿ ные препараты, которые проникают через плаценту в мозг, печень, почки. Катастрофически на развитие плода действует .ruвuн, который некоторые женщины употребляют для избавления от беременности. Чаще всего такая попытка заканчивается неудачей, а эмбрион сильно поражается и в дальнейшем развивается с тяжёлыми нарушениями.
Нередко в первые недели женщина не знает о своей
беременности и может употреблять nвлiufiuoлitiкu, to/›fiuлiJ•/›пmьi или другие медикаменты, оказывающие отрицательное влияние на эмбрион.
Во избежание неблагоприятных последствий для развития ребенка, необходимо оберегать плод от iiun г•«ы.г инт‹›ксtікаі tiii. Продукты сомнительной свежести следует иcIcлючaть из употребления [3].
Hecannaheнue ремус-факт виа и •рунііы крпяu. Большое влияние на развитие плода может оказать наличие у матери оi рица i е іыіоі о резус-фактора (Rh-). Если оба cyпpyra имеют резус—отрицательный антиген, то это не отражается на плоде. Если же отец имеет положительный (Rh+), а мать отрицательный резус—фактор, то возможно возникновение резус—конфликта (в случае, если у ребенка также формируется положительный резус—фактор). В таком случае иммунная система матери реагирует на несвойственный для ее организма белок, присутствующий в крови плода, как на чужеродный объект. В результате начинается выработка антител, направленных на борьбу с данными белками, что влечет за собой ущерб организму плода вплоть до выкидыша.
17
Такая реакция намного более выражена и пагубна, чем в случае с несовместимостью по группе крови. Однако при первой беременности антител может быть мало, и беременность развивается благополучно. Следовательно, при отрицательном резус—факторе очень важно следить за количеством антител, вырабатываемых организмом матери. На сегодняшний день существуют специальные методы терапии, которые позволяют женщинам с отрицательным резус— фактором благополучно вынашивать беременности без последствий для их детей.
Групла кјіоеи человека, которая является врожденным признаком и остается неизменной в течение всей жизни (кроме редких случаев), определяется парой генов, полученных по одному от каждого из родителей.
Существует всего 3 аллеля (разновидности) генов, определяющих наследование групп крови:
- i’ — отвечает за наследование I группы крови (группа крови 0). Является рецессивным (подавляемым) признаком, поэтому только сочетание двух подобных генов, полученных от каждого из родителей, обуславливает рождение ребенка с 1 й группой крови. Для первой группы крови характерно отсутствие белков типов А и В. Поэтому людей с первой группой крови называют «универсальными донорами» — их кровь, теоретически, можно переживать человеку с любой группой крови (на сегодняшний день, однако, такое обычно не практикуется — кровь переливают только из группы в группу).
- lA — отвечает за наследование II группы крови (группа крови А). Это доминантный reн, поэтому ero присутствие в генотипе в сочетании с рецессивным i’ все равно означает, что у ребенка будет II группа крови. У людей с этой группой в крови присутствуют белки типа А.
- 1° — отвечает за наследование III группы крови (группа крови В). Также, как 1“, это доминантный reн, и проявления ero аналогичны, только для третьей группы крови, в которой присутствует белок типа В.
Когда в генотипе человека присутствуют сразу два доминантных reнa IA и 1°, то он наследует lV группу крови, или AB. В крови такого человека присутствуют сразу два типа белков — А и В. Поэтому таких людей называют
«универсальными реципиентами».
Существует теория (которая, однако, не до конца подтверждена), что наличие и выраженность токсикоза беременных зависит, в том числе, от совместимости rpyпп крови матери и ребенка. Так, если у матери 1 группа крови («универсальный донор»), а у ребенка II или III (lV группы крови у такого ребенка быть не может по законам наследования), то предполагается, что токсикоз у матери будет более выраженным. В свою очередь, выраженный токсикоз является одним из факторов, негативно влияющих на развитие плода.
В.сияние cnipecca nв еще.ня беременности. Развитие пренатальной психологии убедительно доказывает, что ребёнок во внутриутробном состоянии может слышать звуки, чувствовать состояние матери и окружающих близких. Отрицательные переживания женщины в период беременности воспринимаются ребёнком как угроза жизни, на эмоциональном уровне закладываются в подсознание и негативно отражаются на психическом здоровье и формировании полноценной личности [4].
Y9
Факторы, влияющие на организи ребенка во время
Ц ОДОВ
(натальные факторы)
Ведущее место в натальный период занимают два патологических фактора: асфиксия и внутричерепная родовая травма.
Под псфикснвй понимается острое кислородное голодание. В течение беременности кислородное голодание чаще проявляется в виде zuлoкcнu — хронического кислородного обкрадывания плода в следствие самых разных вредоносных факторов. При этом плод получает кислород, но в недостаточном количестве. Асфиксия же, как правило, может иметь место сразу перед или во время родов и представляет
собой острую нехватку кислорода.
Асфиксия может развиться при затяжных родах, при обвитии шеи ребенка пуповиной и в следствие других патологических причин. Асфиксия требует незамедлительной реанимации ребёнка сразу после рождения, так как от её продолжительности зависит степень повреждения функций мозга.
К внутуичерепнай радввой травмс относят кровоизлияние в мозг и ero оболочки, другие расстройства мозгового кровообращения.
Возникновению внутричерепной травмы способствуют различные виды акушерской патологии (неправильное предлежание плода, узкий таз и др.), а также неправильная техника родоразрешения, например, щипцовые роды, во время
которых происходит механическая травма головки ребёнка и, как следствие, повреждаются сосуды мозга.
Родовые травмы случаются как при затяжных, так и при стремительных родах, при рано отошедших водах, несоответствии размеров бедер матери и величины плода.
Чаще всего травмируется голова новорожденного, вследствие чего может произойти кровоизлияние в мозг, повреждение мозга или ero покрытия. При родовых травмах также могут повредиться мышцы, суставы и кости новорождённого (например, вывих плеча, перелом ключицы).
Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при к.тони ческви c!иepmи нonaрa.жheнньгv, которая возникает при сочетании внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией в родах. Установлена определенная зависимость между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При Icлиничecкoй смерти более 7—10 минут часто возникают малообратимые изменения со стороны ЦНС с проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственного развития [4].
Факторы, влияющие на организм ребенка в
постнатальный период
Постнатальные нарушения развития чаще всего являются следствием перенесённых в раннем детстве заболеваний. К ним относятся инфекционные заболевания нервной системы, а также черепно—мозговые травмы. Более подробно данные нарушения будут рассмотрены в следующих лекциях.
Кроме этого, вредными для дальнейшего развития ребенка могут оказаться длительные болезни и хронические соматические заболевания. Особенно опасны в первый месяц жизни дисбактериоз и диспепсия, приводящие к расстройству
2/
питания, а также воспалительные заболевания, цепочки детских инфекций. Отклонения возникают в результате накопления в организме токсинов, неблагоприятно действующих на нервные клетки [1].
Таким образом, на ранних этапах развития нервная система ребенка особенно уязвима к различным вредоносным влияниям. При этом патологические факторы могут быть как внешними, обусловленными внешней средой, так и внутренними, связанными с наследственностью и приобретенными генетическими заболеваниями.
22
Биб іиоі рафическии сііисок:
- Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики:
Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И.
Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 384 с. (Коррекционная педагогика)
- Незнанов Н.Г. Психиатрия М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 496 с.
- Основы специальной психологии: учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 480 с.
- Ридецкая О. Г. Специальная психология: учебное пособие. М.: ЕАОИ, 2011. 352 с.
- Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 112 с.
23