- «ПСИХОПАТОЛОFНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
- Цель: ознакомиться с основными психическими функциями, относящимися к познапатепьным процессам, рассмотреть их проявления в норме и при namoлoгии.
- 2. ощущение;
- 6. речь.
- Рис. 1. Виды нарушений чупстпительности Копичестеенные нарушения чуестпитепьности:
- Восприятие
- Нарушения восприятия. Галлюцинации
- 1. истинные;
- как высшую психическую функцию можно определить как свойство ЦНС усваивать из опыта информацию, сохранять ее и использовать при решении
- Рис. 3. Виды амнезий
- 2. Нарушения naheu.жнacniu мпіжчения
- 4. Нарушения гртн!наіtіическаго и .чогичегкога cmрaя
«ПСИХОПАТОЛОFНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Цель: ознакомиться с основными психическими функциями, относящимися к познапатепьным процессам, рассмотреть их проявления в норме и при namoлoгии.
Категория познавательных психические процессов достаточно широка и включает болыиое количество разнообразных футікций.
К ряду основнъгг лознпвашельньtх процессов мoжнo отнести:
- восприятие;
2. ощущение;
- память;
- внимание;
- мышление;
6. речь.
А также, помимо перечисленных отдельных процессов, выделяется категория иншеппекта, которая различными авторами по-разному соотносится с отдельными психическими проиессами [2].
Спеиифика нарушений познавательных футікций в контексте их соотнесенности с поражениями отдельных зон коры больших полушарий мозга раскрыта в теме 8. В данной лекции подробнее будут рассмотрены особенности нарувіений познавательных процессов с точки зрения психопатологии.
Ощущения
Nn п eвur• является чувственным отображением
объективной реальности.
Сущность процесса ощущения зaIcлючaeтcя в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель, влияющий на органы чувств человека, имеет свои определенные характеристики. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов.
Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития.
Разчичают niaниe nuhы ощущений.’
- оптические;
- акустические;
- обонятельные;
- вкусовые;
- тактильные;
- температурные;
- висцеральные;
- кинестетические;
- статические;
- болевые.
Ощущения также могут быть сгруппированы іш
функцианач ьнвмp лризнпьу:
- эксз ероцеіі i ивііые ощјщеііия внешней информации;
- иііз ероцен i ивііые внутренней;
- ііронриоиеіі i ипные и с iа i ические информации о движении и положении тела.
Патология элементарной чувствительности является частым п¿изнаком заболепания іlеніtцзальнoи ti пса зtіфери ч‹•ск‹›іі неё енои г ticnie uh, поражений органов
чувств.
Так, при нервных болезнях встречаются парестезии, гипестезии, гиперестезия, гиперпатия и ряд других нарушений. В психиатрической практике наиболее распространены изменения интенсивности ощущений (анестезия, гипестезия, болезненная психическая анестезия, гиперестезия, несоразмерные восприятия, а также сенестопатии, синестезии, нарушения восприятия качества цвета [1].
Виды нарушений чувствительности
- качесз веііііые нарушения (феномены раздражения);
- ко іичесі веііііые нарушеііия (усиление или уменьшение чувствительности вплоть до выпадения).
‘бeз
Рис. 1. Виды нарушений чупстпительности Копичестеенные нарушения чуестпитепьности:
Гиперестезия — повышение чувствительности — обычно
свидетельствует о раздражении и перевозбуждении
Ч BCTBИTeЛЬHЫX П}ЭОВОДНИКОВ.
Анестезия — полная утрата всех или отдельных видов чувствительности.
Гипестезия — снижение чувствительности [3].
Качественные нарушения чупстеитепьности
Раздражение в чувствительной сфере описывают в виде
боли и парестезии.
Парестезии — неприятные, необычные, спонтанные и преимущественно кратковременные ощущения, возникающие без нанесения раздражения извне (ползание мурашек, покалывание, жжение и т. п.). Их возникновение часто
сопряжено с компрессионно—ишемическими воздействиями (длительное пребывание на корточках, в позе «нora на ногу» и т. д.) и может быть спровоцировано выполнением определенных тестов.
Бо іь является наиболее частым симптомом раздражения
- это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с существующим или возможным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения.
- Меспіные Оо.in получили свое название по той причине, что локализация ощущаемой боли совпадает с местом болевого раздражения (патологического процесса).
- М¿ оек цtіонные боли (от лат. pro — вперед, jaceo — бросаю) не совпадают с местом первичного сенсорного раздражения, а проецируются на периферию. Так, компрессия заднего корешка вызывает боль в конечности, ушиб локтевого нерва в области локтевого сустава сопряжен с появлением болей в IV— V пальцах кисти.
- М¿ зa‹)ищз›•юii ue бо.іu (от лат. irradio — испускаю лучи) связаны с распространением раздражения с одной ветви, вовлеченной в патологический процесс, на другие, свободные от непосредственного воздействия патологического процесса. Так могут, в частности, распространяться боли по всем ветвям тройничного нерва при поражении лишь одной из них, например, при патологии зубов.
-Реакіtіиеные ‹Jo.in возникают при сдавлении или натяжении нерва (корешка). Так, давление на нервные стволы, где они расположены поверхностно или прилежат к кости, вызывает появление болей.
—Фанліомные 0‹›.ru возникают у людей, перенесших ампутацию конечности или ее части: раздражение нервов, содержащих продолжение волокон от ампутированного
фрагмента конечности в культе (неврома и др.), вызывает ощущение боли в отсутствующих отделах конечностей.
- in н ‹›fi.inr mtv aн‹•cni‹азии (болевая анестезия) — наличие болей в области с утраченной чувствительностью (полный анатомический перерыв нерва). Механизм возникновения болей такого характера аналогичен механизму появления фантомных болей.
В зависимости от преимущественного вовлечения в патологический процесс соматических или вегетативных волокон, выделяют ‹ o.›iaitiaл •ии и cit›шапіолгии. Последние носят обычно диффузный характер, трудно поддаются описанию и локализации, часто сопровождаются вегетативно— сосудистыми и трофическими расстройствами.
Качественные нарушения чувствительности также могут характеризоваться изярпщвнпы и eacnpияniиeм инфар!нации.
- Диsестезия — извращенное восприятие раздражения:
тепла — как холода, прикосновения — как боли (аллодиния) и т. д.
- Полиестезия — одиночное раздражение воспринимается как множественное.
- С.инестезия — ощущение раздражения не толіжо в месте ero нанесения, но и в другой области, чаще в одноименном сегменте противоположной стороны.
- Аллохейрия — место раздражения пациент локализует в симметричном участке противоположной стороны. Раздвоение болевого ощущения — при нанесении болевого раздражения сначала возникает чувство прикосновения, после некоторого интервала — боль.
б.Ntин•улаліtія — своеобразная форма нарушения чувствительности, которая может быть отнесена как к симптомам раздражения, так и к симптомам выпадения.
Гиперпатию характеризуют:
- первичное нарушение сложных видов чувствительности и тонкой дифференцировки слабых раздражений;
- повышение пopora восприятия;
- интенсивный характер ощущений;
- наличие значительного латентного периода от нанесения раздражения до ero восприятия;
- длительное последействие (сохранение ощущений после
прекращения раздражения);
- неприятная эмоциональная окраска [1].
Восприятие
Восприятие — психический процесс отражения предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Содержание ощущения не выходит за пределы элементарных форм отражения, ero суть заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира.
Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целыи ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из
которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение.
Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.
Поэтому основным отличtіем eocii/›пяmtiя ою оч уч ения яе. я‹•іtі‹я и¿‹•й.›іетноспіь осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира в совокупности всех ero свойств или, иными
словами, целостное отображение предмета.
Помимо ощущений, в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека [3].
Нарушения восприятия. Галлюцинации
Гтзлюqинаqии — восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное
время и в данном месте действительно существует.
- слуховые;
- зрительные;
- вкусовые;
- тактильные;
- висцеральные;
- мышечные галлюцинации.
С:іуховые i а і:ііоциііации встречаются от более простых ложных восприятий отдельных шумов и звуков, до более сложных — ложное восприятие окликов, слов, фраз или речей со множеством голосов. По своему характеру вербальные (речевые) галлюцинации подразделяются на нейтральные, комментирующие, обвиняющие, угрожающие и приказывающие (наиболее опасны для пациента и окружающих).
Зри i еііьные i аіі:ііоциііации также бывают простые — ложные вспышки, искры, зигзаги, либо сложными — предметные галлюцинации. К ним относятся восприятие несуществующих животных, насекомых, людей, вплоть до целых сцен космических путешествий, пребывания в будущем и т.д.
Обоііяз елыіые i а ііііоциііации — мнимое восприятие, как правило, неприятных запахов.
Такти:іьные i аіі:ііоцинации — ощущение жжения, холода, прикосновения, ползания по телу насекомых и т.д.
Висцера:іьные i а нііоциііации — ощущение присутствия внутри собственного тела каких-то предметов, животных или насекомых [3].
В зависимости от особенностей npO••••••ff. ••e
галпюцинации подраздепяются на (рис. 2):
1. истинные;
- ложные (псевдогаллюцинации).
Память и ее нарушения
как высшую психическую функцию можно определить как свойство ЦНС усваивать из опыта информацию, сохранять ее и использовать при решении
актуальных задач.
- гипомнезия;
- гипермнезия;
- парамнезия;
- амнезия.
Галлюцинации | Псевдогаллюцинации |
Имеют реальную проекцию галлюцинаторного образа во вне (Реальная проекция — место в пространстве, которое с помощь органов чувств может бьiть воспринято иначе, чем есть на самам деле) |
HE имеют реальную проекция Д ZlллЮцинатарного образа вовне |
Ощущение полной субъективной реальности галлюци наторного образа. Человек живет в этом моменте, и для него неТ ничего более реального, чем то, что он воспринимает в данную минуту. (Например: если человек видит на улице динозаера, то у него нет ни малейшего сомнения что он там есть, отсутствует критика) | Ощущение навRзанности, ‹сделанный» характер галлюцинаторн ых образов. Часто человек считает, что ему кто—то (шпианы, террористы, президеИТ, НЛО и т.д.) посылает информацию в виде зрительн ых, слуховых, тактильных и др. образов. (НапримRр: если человек видит на улице динозавра, то принимает это за сообщение, присутствует критическое мышление) |
|Э kOCTb, ЗВ$Ч Н OCTЬ, Г|ЭОМ KDCTb, ин тенсивность галлюцинаторных образов | $CM OCTЬ, |Э I3M ЫТОСТЬ, приглушение галлюцинаторных образов |
Невозможно прекратить поток галлюци наций | Возможно на время заслониться, укрыться от галлюцинаторных образов |
Рис. 2. Истtінные и зо,жпые гтз.sюt инацtіи
Гиномвезия, или ослабление памяти, может иметь различное происхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, или быть врожденной, или появиться как следствие какого-либо мозгового заболевания.
Одной из аномалий памяти является i ипермііезия обострение памяти, резкое увеличение объема и прочности запоминания материала по сравнению со средними нормальными показателями. Известны случаи врожденных гипермнезий.
Парамііезия — ошибочные, ложные воспоминания. Человек может вспоминать события, действительно имевшие место быть в ero прошлом, но приписывать их к настоящему. Данный вид нарушения памяти называется
«псеедоремtінtісценции». Другой вид парамнезий — конфаПу.тциtі. Это вымышленные воспоминания, совершенно не относящиеся к действительности. Криптомнезии — когда человек не может отделить сон и реальность, а события, которые произошли во сне, через определенное время пациент воспринимает реальными [1].
Особый тип аномалий памяти составляют тинвзии (значительное снижение или отсутствие памяти).
Амнезия — потеря памяти, отсутствие ее.
Различаиіпі 4 основных амнезия (рис. 3):
- ретроградная;
- антероградная;
- фиксационная;
- прогрессирующая.
Момент мозговой катастрофві или тgавмирУющего события
Фиксационнап амнезия
Настоящий момеит
Рис. 3. Виды амнезий
Ретроградная тннезия — потеря памяти на какои-то отрезок времени, предшествовавший тому патологическому состоянию, которое вызвало расстройство памяти. Например, человек перенесший травму головы, с потерей сознания, в течение 5-ти часов, после прояснения сознания, не cмor вспомнить не только обстоятельства травмы, но и всего, что было в течение 3-x днеи до этого.
Антерограhная тннезия — потеря памяти на определенный период, следующии за заболеванием или патологическим состоянием, приведшим к расстройству
памяти. Например, пациент, перенесший серию эпилептических припадков, после их полного окончания и прояснения сознания, долго беседовал с лечащим врачом, описывал жалобы и обсуждал план лечения, но вечером того же дня не узнал cвoero врача и абсолютно ничего не помнил о разговоре, который у них состоялся.
Фиксацианная амнезия — потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место быть, тут же пациентом забывается.
Лјіогјіессирующая амнезия — характеризуется постепенным ослаблением памяти, причем в первую очередь ослабляется, а потом и исчезает память на текущие события, на то, что было недавно, на события последних лет, в то время как далекое прошлое человек может помнить довольно долго и подробно [2].
Внииание и ero нарушения
Функция внимания имеет две составляющие непроизвольное и произвольное внимание.
ПItЦП ff3ffП.’4hOf П С ЛПП ИПНП€ ЭТО FOTOBHOCTb ГОЛОВНОГО
мозга к адекватному восприятию внешних стимулов, способность в течение необходимого времени
поддерживать психическую деятельность.
Функция npaизnaльнагв яни.ианил зaIcяючaeтcя в фокусировке психической деятельности на достижении произвольно определяемой цели и торможении несообразных с выбранной целью ассоциаций и видов деятельности [2].
Внимание обладает влтью осноsнsгин свойства.ни:
- устойчивостью;
- сосредоточенностью;
- переключаемостью;
- распределением;
- объемом.
- тип высшей нервной деятельности темперамент;
- навыки и умения в данной сфере;
З)заинтересованность человека в той или иной деятельности.
- неустойчивость;
- недостаточную концентрацию;
- нарушение распределения;
- замедленность переключения;
- рассеянность.
На уровне клинических проявлений в детской практике выделяется синЈро и hефицита вни.мания. В него включаются следующие клинические признаки:
- Беспокойные движения в кистях и стопах. 2.Невозможность спокойно сидеть на месте, когда это
требуется (сидя на стуле ерзают, касаются, извиваются).
- Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
- Нетерпеливость (с трудом дожидаются своей очереди во время иrp и в различных ситуациях в коллективе).
- CIcлoннocть отвечать не задумываясь, не выслушав до
конца вопроса.
б.Сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением).
- Сложности сохранения внимания при выполнении
заданий или во время иrp.
- Частый переход от одного незавершенного действия к npyroмУ
- Невозможность играть тихо и спокойно.
- Болтливость.
- Склонность мешать другим, «приставать» к окружающим (например, вмешиваться в игры других детей).
- Склонность терять вещи, необходимые в школе и дома
(например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).
- Частое совершение опасных действий (недоучет последствий). При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам) [1].
Мышление и его патологии
Мыш.гением называется процесс опосредованного и обобщенного познания объективной реальности.
Этот процесс в полной мере можно назвать высшим познавательным, поскольку именно мышление способствует порождению новых знаний, творчеству.
Мыжsенtіе Эо. ,оно отвечать itiaкtiм пауза.иеіtцзаи как:
. CTQOЙHOCTЬ;
. ПЛОД КТИВНОСТЬ;
- целенаправленность;
- темп (скорость) [1].
Кпассификация namonoruu мыжчения (рис. 4):
- количественные расстроиства;
- качественные расстройства (расстройства
содержания идеи, структуры).
Копичестеенные расстройства:
- Нарушения темпа нышпения
-Ускорение темпа мышления (тахифрения) — ускорение образования количества ассоциаций в единицу времени. Проявляется ускорением речи {тахиптчией). Речь, по большей части, монологична. При этом, однако, сохраняется целенаправленность мышления, в силу преобладания простых, поверхностных ассоциации.
Наиболее ярким проявлением ускорения темпа мышления является скачка идей, вихрь мыслей, проявляющаяся непрерывной сменой тематики мышления, в зависимости от явлений, предметов, попавших в поле зрения пациента. Выявляется при маниакальных синдромах.
Рис. 4. Вtіды нарvшений мышленtія
—Мен i изм (ііанз изм) — непроизвольный, не подчиняющийся воле больного наплыв мыслей, воспоминаний, образов.
—Заііед іение гемяа мыш іеііия (брадифрения) замедление возникновения количества ассоциаций в единицу времени. Проявляется замедлением темпа речи (йрпЈи.ттзнвй). Содержание мыслей и представлений однообразно, бедно.
—Шііерруні , и:іи закунорка мыс:іей, — состояние блокады, обрыва мыслительного процесса. Субъективно ощущается как неприятная «пустота в голове».
2. Нарушения naheu.жнacniu мпіжчения
- Tyi оііодвижііосі ь ііыш:іеііия (i орііидііосі ь, вязкосі ь)
— затрудненность последовательного течения мыслей, сопровождаемая замедлением темпа мышления.
Затруднительным для больного является переход от одной мысли к другой или с одной темы на другую.
Проявлениями тугоподвижности — по степени утяжеления симптоматики — являются: детализация, обстоятельность, вязкость. Встречается при эпилептической деменции, психоорганических синдромах, паранойяльном синдроме.
- Нарушение је.ченаіірае ченноспіи мпіжчения
- Соска іьзываііие — объективно немотивированные и не корригируемые извне переходы с одной логически корректной и грамматически правильной мысли на другую. Важно отметить, что при этом нет возврата к предыдущей мысли — даже после указания на это со стороны (например, врачом во время беседы).
- Резонерсі во — пространные разглагольствования по несущественному поводу. Выглядят как банальные нравоучения, прописные истины, известные изречения и т.д.
- Разорваііііосі ь мыш:іения — отсутствие связи между
отдельными yмoзaIcпючeниями, суждениями.
Разделяют два варианта разорванности:
- логическая ¿ азо¿ панноспі ь, npи которой отсутствует логическая связь между отдельными компонентами мысли при сохранности ее грамматического строя;
- ./эnп.iiaяtti iсмская зазо/ панносліь («словесная окрошка») —
утрата грамматического строя речи.
- Бессвязііосз ь мыш іеііия — нарушенность логического и грамматического строя речи одновременно.
- Речевые ci epeo i иііии (иіі iерации) — непроизвольное, часто многократное, бессмысленное повторение слов, фраз, произнесенных как самим больным, так и окружающими.
НИМ OTHOGЯTGЯ:
- Be¿ йti •е¿ at uti — повторение («нанизывание»)
бессмысленных слов и звуков.
- /7e/›c сне/›nquti — застревание ответов на вопросы
(например, «Как тебя зовут?» — «Вася», «Как твоя фамилия?» —
«Вася», «Где ты живешь?» — «Вася» и т.д.).
- io.to.into — повторение в неизмененном виде отдельных слов, фраз, произнесенных окружающими.
4. Нарушения гртн!наіtіическаго и .чогичегкога cmрaя
выявляются при шизофренических синдромах, органическом слабоумии и др. [3]
Качестпенные расспіувйстеа:
- Навязчивые идеи представляют собой неотступные идеи, мысли, суждения, возникающие помимо воли. При этом они правильно понимаются и критически оцениваются больным, причиняя ему душевный дискомфорт.
По механизмам возникновения навязчивости разделяются на с uлiJ or tі‹›ваые и аупіо.vтонные, которые возникают без видимой причины, оторваны от реальности. Ситуационные и аутохтонные навязчивости являются первичными навязчивостями. Вслед за первичными образуются вторичные, которые носят защитный характер, снимая душевный дискомфорт, вызываемый первичными. Они называются ритуальными навязчивостями.
Чаще всего они являются различными двигательными актами — навязчивыми действиями. Например, первичный навязчивый страх заражения (мизофобtія) ведет к развитию вторичной навязчивости — мытью рук (nfi.iюmo.iinвuti).
- Сверхцеііііые идеи — суждения, умозаключения, возникшие в результате реальных обстоятельств, но занявшие в дальнейшем преобладающее положение в сознании и
обладающие большим эмоциональным зарядом. Вследствие этого они занимают доминирующее положение, не подвергаются критике, определяют деятельность человека, что может приводить к ero социальной дезадаптации.
Главным ЈtіЈ›Ј›е/›г•ні иа.iьным и¿ изнак ом при с¿ аенениtі напязчипьгv и се‹• з. ц‹•нньі. идей япля‹•тся к/›ипіtі ir•r кое ошноіііеаие гЈ’0і›екшп к ним — если первые воспринимаются как нечто чуждое, то вторые являются неотъемлемой частью мировоззрения больного. Кроме того, если навязчивые идеи являются стимулом к борьбе с ними, то идеи сверхценные побуждают пациента к деятельности по претворению их в жизнь. В то же время основным отличительным признаком сверхценных идей от систематизированного бреда является наличие реального
факта, который лежит в их основе.
- Бредовые идеи это идеи, возникающие на болезненной почве, неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции ни путем убеждения, ни каким-либо другим способом. Совокупность бредовых идей называется бредом.
От бреда следует отличать заблуждения и убеждения здоровых людей, настойчиво отстаивающих свою точку зрения, не соглашающихся с оппонентом. Заблуждения
и убеждения — результат всей предшествующей жизни больного, ero воспитания и накопленного опыта, они тесно связаны с личностью человека. Бредовые идеи, напротив, являются продуктом возникшей болезни и, значительно контрастируя с предшествующей жизнью пациента, никак не соотносятся с прежними ero личностными особенностями.
Фaбулn йрвЈп — основное содержание бредовой концепции, может принимать самые разнообразные формы. Бредовые суждения больных субъективны и практически
неповторимы, но они чаще всего отражают преобладающие в обществе идеи.
Бpehonыe uheu шчассифицируттся ло структуре и содержание (рис. 5).
Систематизированный (первичный) | Несистематизированныи (образный, чувственный, вторичный) | ||
Наличие логичесной структуры и системы доказательств. Обычно развивается медленно, паэтапна | развивается н аряду с другими психичес кими расстройствами (галлюци нациями. аффективными нарушениями и др.). П ри н ем отсутствуют разработан н ые л огические построения, нет систем ьі доказател ьств. В бред «вплетается» лра ктически все, что попадает в папе эренvЯ б0Л ьного, фабула бреда н еустойчива, ерка, полиморфна. | ||
| |||
Бред с пониженной самооценкой | Бред с повышенной самооценкой | Персекуторный бред (бред преследования) | |
Патологичесиое п евеличение несуществующих недостатков И пахондрически й 6 ред, бред геховности, 6 е самауничижениЯ, д›изического недостатка | П риписывание себе кесуществующих выда ющИxcя качеств и С Альтруистический бред, бред вепАЧ АЯ, богатстеа, знатного происхождения, изобретательстеа, реформаторства | Убежден ность в угрозе или вреде психич ескому или изическому здоровью, в том, нто па циент находи тся под н абл юдением, слежкой и т.п. Архаииеский бред, бред воздействия, бред «двойником», бред метаморфозы, бред ущерба, бред одержимс•сти | |
Рис. Б. іассификация 5peдa
Смешанные формы бреда характеризуются сочетанием идей преследования с идеями повышенной или пониженной самооценки [2].
Интеллект
Понятие интеллекта является одним из наиболее трудно определяемых в психологии и неврологии. Принято говорить об интеллекте в широком и узком смысле.
В широком значении иншв.т.твклі это способность рационального познания мира, т. е. когнитивная деятельность в целом.
Более узкая трактовка иніtіе.т.текта связывает это понятие со способностью к обобщению и абстрагированию, осуществлению счетных операций, анализу и синтезу информации, вынесению суждений и
умозаключений.
Нарушения инпіеч чектутч ьной hеятвч ьнвсти
Ониі офреііия врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Олигофрения, как правило, — это следствие перенесенной болезни и нередко сопровождается пороками физического развития.
Причинами олигофрении могут служить: 1)наследственные факторы, в том числе патология
генеративных клеток родителей (к этой группе относятся
болезнь Дауна, истинная микроцефалия);
- внутриутробное поражение зародыша и плода (краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз);
- вредные факторы перинатального периода и первых 3-x лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).
Демеііция — приобретенное слабоумие. Данное нарушение встречается при церебросклерозе, алкоголизме, сенильной деменции (старческое слабоумие), болезни Альцгеймера [1].
Отличительными особенностями всех перечисленных высших психических функций (ВПФ) являются следующие: ВПФ не является врожденными, но формируются в течение жизни в результате индивидуального опыта; ВПФ основываются на более простой условнорефлекторной деятельности головного мозга; когнитивная деятельность субъективно осознаваема и произвольна. Важно, что разные ВПФ тесно взаимосвязаны между собой.
Биб іиоі рафическии сііисок:
- Корсаков С. С. Общая психопатология. Лаборатория знаний, 2003.
- Ложкина Л.И., Шелыгин К.В. Общая психология и
психопатология: учебное пособие / Л.И. Ложкина, К.В. Шелыгин. — Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2016. — 126 с
- Психопатология. Практическое руководство: учебное пособие / С. В. Шмелёва, А. В. Голенков. Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2021. 288 с. : ил.