Тема 9. Психопатология познавательных процессов

 

Содержание
  1. «ПСИХОПАТОЛОFНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»
  2. Цель: ознакомиться с основными психическими функциями, относящимися к познапатепьным процессам, рассмотреть их проявления в норме и при namoлoгии.
  3. 2.    ощущение;
  4. 6.   речь.
  5. Рис. 1. Виды нарушений чупстпительности Копичестеенные нарушения чуестпитепьности:
  6. Восприятие
  7. Нарушения восприятия. Галлюцинации
  8. 1.    истинные;
  9.       как   высшую                       психическую функцию                       можно определить     как                       свойство         ЦНС                          усваивать       из   опыта информацию,   сохранять   ее   и                       использовать     при                       решении
  10. Рис. 3. Виды амнезий
  11. 2.   Нарушения naheu.жнacniu мпіжчения
  12. 4.   Нарушения                      гртн!наіtіическаго                       и                       .чогичегкога                       cmрaя

«ПСИХОПАТОЛОFНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ»

 

Цель: ознакомиться с основными психическими функциями, относящимися к познапатепьным процессам, рассмотреть их проявления в норме и при namoлoгии.

 

Категория познавательных психические процессов достаточно широка и включает болыиое количество разнообразных футікций.

 

К ряду основнъгг лознпвашельньtх процессов мoжнo отнести:

 

  1. восприятие;

2.    ощущение;

  1. память;
  2. внимание;
  3. мышление;

6.   речь.

А также, помимо перечисленных отдельных процессов, выделяется категория иншеппекта, которая различными авторами по-разному соотносится с отдельными психическими проиессами [2].

Спеиифика нарушений познавательных футікций в контексте их соотнесенности с поражениями отдельных зон коры больших полушарий мозга раскрыта в теме 8. В данной лекции подробнее будут рассмотрены особенности нарувіений познавательных процессов с точки зрения психопатологии.

 

Ощущения

Nn   п eвur•  является        чувственным        отображением

объективной реальности.

 

Сущность процесса ощущения зaIcлючaeтcя в отражении отдельных свойств предмета. Каждый раздражитель, влияющий на органы чувств человека, имеет свои определенные характеристики. Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов.

Ощущения связывают человека с внешним миром и являются как основным источником информации о нем, так и основным условием психического развития.

 

Разчичают niaниe nuhы ощущений.’

 

 

  • оптические;
  • акустические;
  • обонятельные;
  • вкусовые;
  • тактильные;
  • температурные;
  • висцеральные;
  • кинестетические;
  • статические;
  • болевые.

 

Ощущения    также    могут                      быть                      сгруппированы                      іш

функцианач ьнвмp лризнпьу:

 

  1. эксз ероцеіі i ивііые ощјщеііия внешней информации;
  2. иііз ероцен i ивііые внутренней;
  3. ііронриоиеіі i ипные и с iа i ические               информации                  о движении и положении тела.

Патология элементарной чувствительности является частым  п¿изнаком  заболепания  іlеніtцзальнoи  ti пса зtіфери ч‹•ск‹›іі неё енои г ticnie uh,  поражений органов

чувств.

 

Так, при нервных болезнях встречаются парестезии, гипестезии, гиперестезия, гиперпатия и ряд других нарушений. В психиатрической практике наиболее распространены изменения интенсивности ощущений (анестезия, гипестезия, болезненная                                     психическая                                     анестезия,                                     гиперестезия, несоразмерные восприятия, а также сенестопатии, синестезии, нарушения восприятия качества цвета [1].

 

Виды нарушений чувствительности

 

  1. качесз веііііые нарушения (феномены раздражения);
  2. ко іичесі веііііые нарушеііия            (усиление                     или уменьшение чувствительности вплоть до выпадения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

‘бeз

 

 

 

 

Рис. 1. Виды нарушений чупстпительности Копичестеенные нарушения чуестпитепьности:

Гиперестезия    — повышение                                 чувствительности                                 — обычно

свидетельствует     о                                         раздражении                                         и                                      перевозбуждении

Ч    BCTBИTeЛЬHЫX  П}ЭОВОДНИКОВ.

Анестезия    —  полная   утрата                          всех               или                          отдельных видов чувствительности.

Гипестезия — снижение чувствительности [3].

 

Качественные нарушения чупстеитепьности

Раздражение в чувствительной сфере описывают в виде

боли и парестезии.

Парестезии — неприятные, необычные, спонтанные и преимущественно кратковременные ощущения, возникающие без нанесения раздражения извне (ползание мурашек, покалывание,  жжение  и  т.  п.).  Их  возникновение  часто

 

сопряжено с компрессионно—ишемическими воздействиями (длительное пребывание на корточках, в позе «нora на ногу» и т. д.) и может быть спровоцировано выполнением определенных тестов.

Бо іь является наиболее частым симптомом раздражения

  • это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, связанное с существующим или возможным повреждением ткани или описываемое в терминах такого повреждения.
    • Меспіные Оо.in получили свое название по той причине, что локализация ощущаемой боли совпадает с местом болевого раздражения (патологического процесса).
    • М¿ оек цtіонные боли (от лат. pro — вперед, jaceo — бросаю) не совпадают с местом первичного сенсорного раздражения, а проецируются на периферию. Так, компрессия  заднего корешка вызывает боль в конечности, ушиб локтевого нерва в области локтевого сустава сопряжен с появлением болей в IV— V пальцах кисти.
    • М¿ зa‹)ищз›•юii ue бо.іu (от лат. irradio — испускаю лучи) связаны с распространением раздражения с одной ветви, вовлеченной в патологический процесс, на другие, свободные от непосредственного воздействия патологического процесса. Так могут, в частности, распространяться боли по всем ветвям тройничного нерва при поражении лишь одной из них, например, при патологии зубов.

-Реакіtіиеные ‹Jo.in возникают при сдавлении или натяжении нерва (корешка). Так, давление на нервные стволы, где они расположены поверхностно или прилежат к кости, вызывает появление болей.

—Фанліомные 0‹›.ru возникают у людей, перенесших ампутацию конечности или ее части: раздражение нервов, содержащих   продолжение   волокон   от   ампутированного

 

фрагмента конечности в культе (неврома и др.), вызывает ощущение боли в отсутствующих отделах конечностей.

  • in н ‹›fi.inr mtv aн‹•cni‹азии (болевая анестезия) — наличие болей в области с утраченной чувствительностью (полный анатомический перерыв  нерва).  Механизм  возникновения болей такого характера аналогичен механизму появления фантомных болей.

В зависимости от преимущественного вовлечения в патологический процесс соматических или вегетативных волокон, выделяют ‹ o.›iaitiaл •ии и cit›шапіолгии. Последние носят обычно диффузный характер, трудно поддаются описанию и локализации, часто сопровождаются вегетативно— сосудистыми и трофическими расстройствами.

 

Качественные нарушения чувствительности также могут характеризоваться изярпщвнпы и eacnpияniиeм инфар!нации.

  1. Диsестезия — извращенное восприятие  раздражения:

тепла — как холода, прикосновения — как боли (аллодиния) и т. д.

  1. Полиестезия — одиночное раздражение воспринимается как множественное.
  2. С.инестезия — ощущение раздражения не толіжо в месте ero нанесения, но и в другой области, чаще в одноименном сегменте противоположной стороны.
  3. Аллохейрия — место раздражения пациент локализует в симметричном участке противоположной стороны. Раздвоение болевого    ощущения                       —    при          нанесении болевого    раздражения     сначала   возникает            чувство прикосновения, после некоторого интервала — боль.

 

б.Ntин•улаліtія своеобразная форма нарушения чувствительности, которая может быть отнесена как к симптомам раздражения, так и к симптомам выпадения.

Гиперпатию характеризуют:

  • первичное нарушение сложных видов чувствительности и тонкой дифференцировки слабых раздражений;
  • повышение пopora восприятия;
  • интенсивный характер ощущений;
  • наличие значительного латентного периода от нанесения раздражения до ero восприятия;
  • длительное последействие (сохранение ощущений после

прекращения раздражения);

  • неприятная эмоциональная окраска [1].

 

Восприятие

Восприятие психический процесс отражения предметов или явлений действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Содержание ощущения не выходит за пределы элементарных форм отражения, ero суть заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира.

Восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целыи ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают  многими  и  различными  свойствами,  каждое  из

 

 

 

которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение.

Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности, так и в пределах нескольких модальностей. Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций.

Поэтому основным отличtіем eocii/›пяmtiя ою оч уч ения яе. я‹•іtі‹я                     и¿‹•й.›іетноспіь                     осознания        всего, что воздействует     на     нас,     т.е.                      отображение   объекта реального мира в совокупности всех ero свойств или, иными

словами, целостное отображение предмета.

 

Помимо ощущений, в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека [3].

Нарушения восприятия. Галлюцинации

 

Гтзлюqинаqии — восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное

время и в данном месте действительно существует.

 

 

 

  1. слуховые;
  2. зрительные;
  3. вкусовые;
  4. тактильные;
  5. висцеральные;
  6. мышечные галлюцинации.

 

С:іуховые i а і:ііоциііации встречаются от более простых ложных восприятий отдельных шумов и звуков, до более сложных — ложное восприятие окликов, слов, фраз или речей со множеством голосов. По своему характеру вербальные (речевые) галлюцинации подразделяются на нейтральные, комментирующие,             обвиняющие,                                              угрожающие                                              и приказывающие (наиболее опасны для пациента и окружающих).

Зри i еііьные i аіі:ііоциііации также бывают простые — ложные вспышки, искры, зигзаги, либо сложными — предметные галлюцинации. К ним относятся восприятие несуществующих животных, насекомых, людей, вплоть до целых сцен космических путешествий, пребывания в будущем и т.д.

Обоііяз елыіые i а ііііоциііации — мнимое восприятие, как правило, неприятных запахов.

Такти:іьные i аіі:ііоцинации — ощущение жжения, холода, прикосновения, ползания по телу насекомых и т.д.

Висцера:іьные i а нііоциііации — ощущение присутствия внутри собственного тела каких-то предметов, животных или насекомых [3].

 

 

В зависимости от особенностей npO••••••ff. ••e

галпюцинации подраздепяются на (рис. 2):

1.    истинные;

  1. ложные (псевдогаллюцинации).

Память и ее нарушения

      как   высшую                       психическую функцию                       можно определить     как                       свойство         ЦНС                          усваивать       из   опыта информацию,   сохранять   ее   и                       использовать     при                       решении

актуальных задач.

 

  1. гипомнезия;
  2. гипермнезия;
  3. парамнезия;
  4. амнезия.

 

 

 
Галлюцинации Псевдогаллюцинации
   
Имеют реальную проекцию галлюцинаторного образа во вне

(Реальная проекция — место в пространстве,                          которое с помощь

органов чувств может бьiть воспринято иначе, чем есть на самам деле)

 

 

 

HE имеют реальную проекция

Д

ZlллЮцинатарного образа вовне

 
 

Ощущение полной субъективной реальности галлюци наторного образа. Человек живет в этом моменте, и для него неТ ничего более реального, чем то, что он воспринимает в данную минуту.

(Например: если человек видит на улице динозаера, то у него нет ни малейшего сомнения что он там есть, отсутствует критика)

Ощущение навRзанности,

‹сделанный» характер галлюцинаторн ых образов. Часто человек считает, что ему кто—то (шпианы, террористы, президеИТ, НЛО и т.д.) посылает информацию в виде зрительн ых, слуховых, тактильных и др. образов.

(НапримRр: если человек видит на улице динозавра, то принимает это за сообщение, присутствует критическое мышление)

 

|Э kOCTb, ЗВ$Ч Н OCTЬ, Г|ЭОМ KDCTb,

ин тенсивность галлюцинаторных

образов

 

$CM OCTЬ, |Э I3M ЫТОСТЬ,

приглушение галлюцинаторных

образов

 

Невозможно прекратить поток галлюци наций

Возможно на время заслониться, укрыться от галлюцинаторных образов

Рис. 2. Истtінные и зо,жпые гтз.sюt инацtіи

 

Гиномвезия, или ослабление памяти, может иметь различное происхождение. Она может быть связана с возрастными изменениями, или быть врожденной, или появиться как следствие какого-либо мозгового заболевания.

Одной   из   аномалий   памяти                            является i ипермііезия обострение  памяти,   резкое                             увеличение       объема и                           прочности запоминания                                 материала       по                           сравнению            со                                   средними нормальными                           показателями. Известны                                 случаи                                      врожденных гипермнезий.

Парамііезия — ошибочные, ложные воспоминания. Человек может вспоминать события, действительно имевшие место быть в ero прошлом, но приписывать их к настоящему. Данный    вид                             нарушения                             памяти    называется

«псеедоремtінtісценции». Другой вид парамнезий — конфаПу.тциtі. Это вымышленные воспоминания, совершенно не относящиеся к действительности. Криптомнезии — когда человек не может отделить сон и реальность, а события, которые произошли во сне, через определенное время пациент воспринимает реальными [1].

Особый тип аномалий памяти составляют тинвзии (значительное снижение или отсутствие памяти).

 

Амнезия — потеря памяти, отсутствие ее.

 

Различаиіпі 4 основных                                амнезия (рис. 3):

 

 

  1. ретроградная;
  2. антероградная;
  3. фиксационная;
  4. прогрессирующая.

 

 

 

Момент мозговой катастрофві или тgавмирУющего события

 

 

Фиксационнап амнезия

Настоящий момеит

Рис. 3. Виды амнезий

 

Ретроградная тннезия потеря памяти на какои-то отрезок времени, предшествовавший тому патологическому состоянию, которое вызвало расстройство памяти. Например, человек перенесший травму головы, с потерей сознания, в течение 5-ти часов, после прояснения сознания, не cмor вспомнить не только обстоятельства травмы, но и всего, что было в течение 3-x днеи до этого.

Антерограhная тннезия потеря памяти на определенный период, следующии за заболеванием или патологическим  состоянием,   приведшим   к  расстройству

 

памяти. Например, пациент, перенесший серию эпилептических припадков, после их полного окончания и прояснения сознания, долго беседовал с лечащим врачом, описывал жалобы и обсуждал план лечения, но вечером того же дня не узнал cвoero врача и абсолютно ничего не помнил о разговоре, который у них состоялся.

Фиксацианная амнезия — потеря способности запоминать, фиксировать текущие события; все, что в данный момент имело место быть, тут же пациентом забывается.

Лјіогјіессирующая амнезия — характеризуется постепенным ослаблением памяти, причем в первую очередь ослабляется, а потом и исчезает память на текущие события, на то, что было недавно, на события последних лет, в то время как далекое прошлое человек может помнить довольно долго и подробно [2].

 

Внииание и ero нарушения

Функция      внимания                            имеет            две составляющие непроизвольное и произвольное внимание.

 

ПItЦП ff3ffП.’4hOf П С ЛПП ИПНП€                                                                           ЭТО  FOTOBHOCTb  ГОЛОВНОГО

мозга  к адекватному            восприятию  внешних стимулов, способность      в     течение      необходимого    времени

поддерживать психическую деятельность.

 

Функция npaизnaльнагв яни.ианил зaIcяючaeтcя в фокусировке психической деятельности на достижении произвольно определяемой цели и торможении несообразных с выбранной целью ассоциаций и видов деятельности [2].

 

 

Внимание обладает влтью осноsнsгин свойства.ни:

  1. устойчивостью;
  2. сосредоточенностью;
  3. переключаемостью;
  4. распределением;
  5. объемом.

 

  • тип высшей нервной деятельности темперамент;
  • навыки и умения в данной сфере;

З)заинтересованность                                                       человека                                                        в                                                        той                                                        или                                                        иной деятельности.

 

  1. неустойчивость;
  2. недостаточную концентрацию;
  3. нарушение распределения;
  4. замедленность переключения;
  5. рассеянность.

 

На уровне клинических проявлений в детской практике выделяется синЈро и hефицита вни.мания. В него включаются следующие клинические признаки:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. 2.Невозможность спокойно сидеть  на  месте,  когда  это

требуется (сидя на стуле ерзают, касаются, извиваются).

  1. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.

 

  1. Нетерпеливость (с трудом дожидаются своей очереди во время иrp и в различных ситуациях в коллективе).
  2. CIcлoннocть отвечать не задумываясь, не выслушав до

конца вопроса.

б.Сложности при выполнении предложенных заданий (не связанные с недостаточным пониманием или негативным поведением).

  1. Сложности сохранения внимания  при  выполнении

заданий или во время иrp.

  1. Частый переход от одного незавершенного действия к npyroмУ
  2. Невозможность играть тихо и спокойно.
  3. Болтливость.
  4. Склонность мешать другим,                 «приставать»                к окружающим (например, вмешиваться в игры других детей).
  5. Склонность терять вещи, необходимые в школе и дома

(например, игрушки, карандаши, книги и т.д.).

  1. Частое совершение опасных действий (недоучет последствий). При этом не ищет приключений или острых ощущений (например, перебегает улицу, не оглядываясь по сторонам) [1].

 

Мышление и его патологии

 

Мыш.гением   называется                         процесс                       опосредованного и обобщенного познания объективной реальности.

 

Этот процесс в полной мере можно назвать высшим познавательным, поскольку именно мышление способствует порождению новых знаний, творчеству.

 

Мыжsенtіе Эо. ,оно отвечать itiaкtiм пауза.иеіtцзаи как:

. CTQOЙHOCTЬ;

. ПЛОД    КТИВНОСТЬ;

  1. целенаправленность;
  2. темп (скорость) [1].

 

Кпассификация namonoruu мыжчения (рис. 4):

  1. количественные расстроиства;
  2. качественные расстройства                 (расстройства

содержания идеи, структуры).

 

Копичестеенные расстройства:

  1. Нарушения темпа нышпения

-Ускорение темпа мышления (тахифрения) — ускорение образования количества ассоциаций в единицу времени. Проявляется ускорением речи {тахиптчией). Речь, по большей части, монологична. При этом, однако, сохраняется целенаправленность мышления, в силу преобладания простых, поверхностных ассоциации.

Наиболее ярким проявлением ускорения темпа мышления является скачка идей, вихрь мыслей, проявляющаяся непрерывной сменой тематики мышления, в зависимости от явлений, предметов, попавших в поле зрения пациента. Выявляется при маниакальных синдромах.

 

 

Рис. 4. Вtіды нарvшений мышленtія

 

—Мен i изм (ііанз изм) — непроизвольный, не подчиняющийся воле больного наплыв мыслей, воспоминаний, образов.

—Заііед іение     гемяа       мыш іеііия                              (брадифрения) замедление возникновения                                        количества ассоциаций в единицу времени. Проявляется замедлением темпа речи (йрпЈи.ттзнвй). Содержание мыслей и представлений однообразно, бедно.

—Шііерруні , и:іи закунорка мыс:іей, — состояние блокады, обрыва мыслительного процесса. Субъективно ощущается как неприятная «пустота в голове».

 

2.   Нарушения naheu.жнacniu мпіжчения

  • Tyi оііодвижііосі ь ііыш:іеііия (i орііидііосі ь, вязкосі ь)

—    затрудненность             последовательного течения                                      мыслей, сопровождаемая           замедлением       темпа                     мышления.

 

Затруднительным для больного является переход от одной мысли к другой или с одной темы на другую.

Проявлениями тугоподвижности — по степени утяжеления симптоматики — являются: детализация, обстоятельность, вязкость. Встречается при эпилептической деменции, психоорганических синдромах,  паранойяльном  синдроме.

 

  1. Нарушение је.ченаіірае ченноспіи мпіжчения
    • Соска іьзываііие — объективно немотивированные и не корригируемые извне переходы с одной логически корректной и грамматически правильной мысли на другую. Важно отметить, что при этом нет возврата к предыдущей мысли — даже после указания на это со стороны (например, врачом во время беседы).
  • Резонерсі во — пространные разглагольствования по несущественному поводу. Выглядят как банальные нравоучения, прописные истины, известные изречения и т.д.
  • Разорваііііосі ь мыш:іения  — отсутствие  связи  между

отдельными yмoзaIcпючeниями, суждениями.

Разделяют два варианта разорванности:

  • логическая ¿ азо¿ панноспі ь, npи которой отсутствует логическая связь между отдельными компонентами мысли при сохранности ее грамматического строя;
  • ./эnп.iiaяtti iсмская зазо/ панносліь («словесная окрошка») —

утрата грамматического строя речи.

  • Бессвязііосз ь мыш іеііия — нарушенность логического и грамматического строя речи одновременно.
  • Речевые ci epeo i иііии (иіі iерации) — непроизвольное, часто многократное, бессмысленное повторение слов, фраз, произнесенных как самим больным, так и окружающими.

НИМ    OTHOGЯTGЯ:

 

  • Be¿ йti •е¿ at uti — повторение    («нанизывание»)

бессмысленных слов и звуков.

  • /7e/›c сне/›nquti — застревание                             ответов                  на                             вопросы

(например, «Как тебя зовут?» — «Вася», «Как твоя фамилия?» —

«Вася», «Где ты живешь?» — «Вася» и т.д.).

  • io.to.into — повторение в неизмененном виде отдельных слов, фраз, произнесенных окружающими.

4.   Нарушения                      гртн!наіtіическаго                       и                       .чогичегкога                       cmрaя

выявляются   при шизофренических синдромах, органическом слабоумии и др. [3]

 

Качестпенные расспіувйстеа:

  1. Навязчивые идеи представляют собой неотступные идеи, мысли, суждения, возникающие помимо воли. При этом они правильно понимаются и критически оцениваются больным, причиняя ему душевный дискомфорт.

По механизмам возникновения навязчивости разделяются на с uлiJ or tі‹›ваые и аупіо.vтонные, которые возникают без видимой причины, оторваны от реальности. Ситуационные и аутохтонные                                       навязчивости                                       являются                                       первичными навязчивостями. Вслед за первичными образуются вторичные, которые носят защитный характер, снимая душевный дискомфорт, вызываемый первичными. Они называются ритуальными навязчивостями.

Чаще всего они являются различными двигательными актами — навязчивыми действиями. Например, первичный навязчивый страх заражения (мизофобtія) ведет к развитию вторичной навязчивости — мытью рук (nfi.iюmo.iinвuti).

  1. Сверхцеііііые идеи — суждения, умозаключения, возникшие в результате реальных обстоятельств, но занявшие в дальнейшем  преобладающее  положение  в  сознании  и

 

обладающие большим эмоциональным зарядом. Вследствие этого они занимают доминирующее положение, не подвергаются критике, определяют деятельность человека, что может приводить к ero социальной дезадаптации.

Главным ЈtіЈ›Ј›е/›г•ні иа.iьным и¿ изнак ом при с¿ аенениtі напязчипьгv и се‹• з. ц‹•нньі.  идей япля‹•тся к/›ипіtі ir•r кое ошноіііеаие  гЈ’0і›екшп    к  ним             —                    если  первые воспринимаются      как    нечто               чуждое,    то     вторые  являются неотъемлемой    частью   мировоззрения            больного. Кроме    того, если навязчивые идеи являются стимулом к борьбе с ними, то идеи            сверхценные    побуждают              пациента  к       деятельности по претворению      их     в    жизнь.     В            то              же    время    основным отличительным    признаком    сверхценных    идей    от систематизированного   бреда   является   наличие   реального

факта, который лежит в их основе.

  1. Бредовые идеи                 это идеи, возникающие на болезненной почве, неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции ни путем убеждения, ни каким-либо другим способом. Совокупность бредовых идей называется бредом.

От бреда следует отличать заблуждения и убеждения здоровых людей, настойчиво отстаивающих свою точку зрения, не соглашающихся с оппонентом. Заблуждения

и убеждения — результат всей предшествующей жизни больного, ero воспитания и накопленного опыта, они тесно связаны с личностью человека. Бредовые идеи, напротив, являются продуктом возникшей болезни и, значительно контрастируя с предшествующей жизнью пациента, никак не соотносятся с прежними ero личностными особенностями.

Фaбулn йрвЈп — основное содержание бредовой концепции, может принимать самые разнообразные формы. Бредовые  суждения  больных  субъективны  и  практически

 

неповторимы, но они чаще всего отражают преобладающие в обществе идеи.

Бpehonыe uheu шчассифицируттся ло структуре и содержание (рис. 5).

 

 

Систематизированный (первичный) Несистематизированныи

(образный, чувственный, вторичный)

 

 

Наличие логичесной структуры и системы доказательств. Обычно развивается медленно, паэтапна

развивается н аряду с другими психичес кими расстройствами (галлюци нациями. аффективными нарушениями и др.). П ри н ем отсутствуют разработан н ые л огические построения, нет систем ьі доказател ьств. В бред

«вплетается» лра ктически все, что попадает в

папе эренvЯ б0Л ьного, фабула бреда

н еустойчива, ерка, полиморфна.

 

 

 

Бред с пониженной самооценкой Бред с повышенной самооценкой Персекуторный бред (бред преследования)
 

Патологичесиое п евеличение несуществующих недостатков

И пахондрически й 6 ред, бред геховности, 6 е самауничижениЯ, д›изического недостатка

П риписывание себе кесуществующих

выда ющИxcя качеств и

С

Альтруистический бред, бред вепАЧ АЯ, богатстеа, знатного происхождения, изобретательстеа, реформаторства

Убежден ность в угрозе или вреде психич ескому или

изическому здоровью, в том,

нто па циент находи тся под

н абл юдением, слежкой и т.п.

Архаииеский бред, бред воздействия, бред

«двойником», бред метаморфозы, бред ущерба, бред одержимс•сти

Рис. Б.         іассификация 5peдa

 

Смешанные формы бреда характеризуются сочетанием идей преследования с идеями повышенной или пониженной самооценки [2].

 

Интеллект

Понятие интеллекта является одним из наиболее трудно определяемых в психологии и неврологии. Принято говорить об интеллекте в широком и узком смысле.

 

В широком значении иншв.т.твклі это способность рационального познания мира, т. е. когнитивная деятельность в целом.

 

Более    узкая    трактовка                     иніtіе.т.текта                     связывает     это понятие                       со       способностью             к                        обобщению  и абстрагированию,   осуществлению                      счетных   операций, анализу                     и    синтезу    информации,                       вынесению  суждений      и

умозаключений.

 

Нарушения инпіеч чектутч ьной hеятвч ьнвсти

Ониі офреііия врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом. Олигофрения, как правило, — это следствие перенесенной болезни и нередко сопровождается пороками физического развития.

Причинами олигофрении могут служить: 1)наследственные  факторы,  в  том  числе  патология

генеративных  клеток  родителей  (к  этой  группе  относятся

болезнь Дауна, истинная микроцефалия);

 

  • внутриутробное поражение зародыша и плода (краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз);
  • вредные факторы перинатального периода и первых 3-x лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).

Демеііция — приобретенное слабоумие. Данное нарушение встречается при церебросклерозе, алкоголизме, сенильной деменции (старческое слабоумие), болезни Альцгеймера [1].

 

Отличительными особенностями всех перечисленных высших психических функций (ВПФ) являются следующие: ВПФ не является врожденными, но формируются в течение жизни в результате индивидуального опыта; ВПФ основываются на более простой условнорефлекторной деятельности головного мозга; когнитивная деятельность субъективно осознаваема и произвольна. Важно, что разные ВПФ тесно взаимосвязаны между собой.

 

Биб іиоі рафическии сііисок:

 

 

  1. Корсаков С. С. Общая психопатология. Лаборатория знаний, 2003.
  2. Ложкина Л.И.,   Шелыгин                  К.В.    Общая                  психология          и

психопатология: учебное пособие / Л.И. Ложкина, К.В. Шелыгин. — Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2016. — 126 с

  1. Психопатология. Практическое руководство: учебное пособие / С. В. Шмелёва, А. В. Голенков. Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2021.   288 с. : ил.
Оцените статью
Добавить комментарий

Яндекс.Метрика